Учебник на тему ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ

Автор: Елена

Тип работы: Учебник

Предмет: Журналистика

Страниц: 101

Год сдачи: 2003

ВУЗ, город: Москва

Выдержка

Книга, которую вы держите в руках, была последней, прижизненно изданной книгой Юрия Владимировича Рождественского (1926–1999), заслуженного профессора МГУ имени М.В. Ломоносова, академика РАО, замечательного ученого-филолога, философа и культуроведа, восстановителя риторики в России. Она написана в самом конце второго тысячелетия, но сегодня трудно найти более современную книгу, не только обобщающую культурно-речевой опыт последнего тысячелетия, но столь напряженно и точно размышляющую о будущем. На ней лежит печать свойственной автору расторопности (но не торопливости) – Мастеру было что сказать, поэтому он поспешал высказаться, «связать язык», понимая, что настоящая оценка трудов ученого начинается после его земной жизни. «Филолог пишет для вечности», – замечал Юрий Владимирович, имея в виду связь филологического творчества с культурой. Такова судьба всякой классической книги, претендующей на вхождение в культуру и остающейся в поле зрения научного сообщества. Даже в наш век массовой информации (о которой более всего эта книга), когда ценности сменяют друг друга с быстротой телевизионных клипов, а стилистические поновления «раскручиваются» для того, чтобы на недолгое время овладеть умами и исчезнуть, люди ищут надежной опоры в точном знании и научной истине, которые непреходящи. Филолог отмечает эти движения стиля мысли и жизни: не становясь ни на чью сторону, имея ответственную общественную позицию, он возвышается над схваткой конца II – начала III тысячелетия, показывая сущность культуры с ее вечными ценностями и свойственными каждой эпохе риторическими новациями. Но стиль жизни характеризуется через стиль речи, а стиль речи выражается в устройстве речевых коммуникаций, отношениях диалога и взаимопонимания. Устроить же общественную и личную речь невозможно без системы ценностей, которые проявлены в системе общих мест – прежде всего моральных, а базовые понятия морали подверглись сомнению в России конца XX века. Ю.В. Рождественский вскрывает причину культурно-идеологических противоречий и напряженности в обществе, которые оказались следствием отмены или переориентации в культурных и моральных ценностях, а иногда и попросту следствием антикультурных деяний, поскольку культура и мораль взаимосвязаны. Разрешить эти противоречия можно только через правильное устройство речевых коммуникаций в обществе – в этом задача современной риторики. Речевые коммуникации и законы построения общественного диалога изучает риторика, преданная в России забвению с середины XIX века и восстанавливаемая автором этой книги, по крайней мере, с семидесятых годов истекшего столетия в лекциях, читанных в Московском Государственном университете имени М.В. Ломоносова, многочисленных брошюрах, статьях, книгах, выступлениях, проектах и предложениях – от Государственной Думы до обыкновенной московской средней школы. Читатель, знакомый с первым изданием (символично, что оно осуществлено фондом «Новое тысячелетие»), может справедливо посетовать на медлительность в переиздании риторических трудов Ю.В. Рождественского, которые получили колоссальный спрос. Этому есть оправдание: посмертные книги должны издаваться с максимальной редакторской и корректорской точностью, которой были лишены первые издания «Принципов современной риторики» и «Теории риторики». Впрочем, читатель, знакомый с первыми изданиями, наверняка прощал мелкие редакторско-корректорские недочеты, потому что для него главное – следить за мыслью широко и нестандартно мыслящего автора, удивляться рождению новых идей («как мы сами этого не замечали?»), которыми совершенствуется общественное сознание и движется образование личности. Рукопись книги не сохранилась. Ю.В. справедливо полагал (ссылаясь на опыт своего Учителя академика В.В. Виноградова), что рукописи надо уничтожать и «приниматься за новый труд». На учениках и нынешних издателях лежит ответственность за корректное переиздание трудов Учителя. При этом для редактора очевиден запрет на вхождение в содержание и стиль автора – читатель, знавший Ю.В. и наслаждавшийся его научными беседами и лекциями, услышит в стиле автора много энергичных разговорных ноток устной речи Ю.В. Рождественского. Стиль Ю.В. иногда столь динамичен, краток, что его невозможно править без нарушения внутренней энергетики, которая знакома всякому вдохновенному автору. А Юрию Владимировичу свойственен был научный азарт в поиске и выражении истинных суждений. Мысль, кажется, иногда столь переполняла автора, что было не до «мелочей», заниматься которыми было некогда. В то же время не покидает ощущение точности и обоснованности высказанных автором мыслей, лишь в отдельных случаях требующих малой коррекции.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ ГЛАВА 1 КУЛЬТУРА – ИСТОЧНИК ПРОТИВОРЕЧИЙ § 1. Культура и стиль § 2. Формы культуры § 3. Культурные устремления § 4. Примеры культурных устремлений § 5. Стилевые устремления § 6. Динамика культуры § 7. Вопросы социальной динамики § 8. Вопросы политических идеологий ГЛАВА 2 СТИЛЕВЫЕ ТЕЧЕНИЯ XX ВЕКА §1. Современное состояние идеологии в России §2. Условия различий, противоречий и конфликтов §3. Различия, противоречия и конфликты в массовой коммуникации §4. Экономический материализм или культурный фактор §5. Психологическая война §6. Вызовы и угрозы §7. Духовная мораль – основа разрешения конфликтов § 8. Динамика стиля в XX веке ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ § 1. Состояние массового сознания § 2. Философия языка в России в XX веке § 3. Теория языка в России в XX веке § 4. Принципы новой философии языка § 5. Ориентированность научных исследований § 6; Теория именований § 7. Массовая коммуникация § 8. Проблемы нормы ГЛАВА 4 СОВРЕМЕННАЯ РИТОРИКА § 1. Классическая и новая риторика § 2. Американская научная риторика § 3. Японская риторическая теория § 4. Индукция и дедукция в риторике § 5. Теория словесности § 6. Законы диалога § 7. Речевое управление обществом § 8. Речевая этика и речевое право ГЛАВА 5 ЕДИНСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ ОБЩЕСТВА § 1. Риторика и мораль § 2. Историко-культурное значение общих мест § 3. Диалектика, эристика и софистика § 4. Смысловые связи целого общества § 5. Перспективы формирования и укрепления общих мест § 6. Общие места в сакральных и канонических текстах § 7. Общие места в текстах массовой коммуникации § 8. Проблема воспитания в общем образовании

Литература

нет



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОРЧасть ICБОРНИК ТЕКСТОВИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫУчебник200277Москва
метод исследования:наблюдениеКонтрольная201215кгу им циолковского
метод исследования:наблюдение. Контрольная работаКонтрольная201215кгу им циолковского
Настольная книга журналистаУчебник201240Москва
99 ФРАНКОВ - книга о рекламеУчебник2003122Москва
Большая ВерсткаУчебник201215Москва
Общая характеристика системы СМИ Республики БеларусьДоклад201224Москва
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 1999 ГОДА В РОССИИУчебник1999100Москва
Таблица элементов образа личностиДоклад20121Москва
Типология текстовУчебник201212Москва
Яндекс.Метрика