Учебник на тему РУССКИЙ ФОЛЬКЛОРЧасть ICБОРНИК ТЕКСТОВИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Автор: Елена

Тип работы: Учебник

Предмет: Литература русская

Страниц: 77

Год сдачи: 2002

ВУЗ, город: Москва

Выдержка

Фольклор – синкретичное и многофункциональное древнее народное ис-кусство. Фольклорное произведение объединяет элементы разных видов искус-ства, например, игровые песни включают элементы словесного, музыкального и драматического искусства. Это объясняется древностью происхождения фольклора, корни которого уходят в то время, когда различные виды искусства существовали в синкретичном единстве. В отечественной филологии под фольклором понимают устное народное поэтическое творчество, т.е. искусство слова, это объединяет фольклор и лите-ратуру. Но фольклор и литература отличаются функционально: литература вы-полняет эстетическую, познавательную и воспитательную функции. В фольк-лоре доминирующей может быть не эстетическая функция, а, например, воспи-тательная (пословица); фольклор также может выполнять функции, не свойст-венные литературе: магическую или ритуальную. Естественной формой бытования фольклора является устная. Фольклор-ные произведения могут публиковаться в историко-этнографических или учеб-ных целях, но не может быть письменного фольклора. Фольклор предшествует литературе, влияет на ее формирование и на протяжении многих столетий со-существует с ней, образуя единую культурную традицию народа. Литературное произведение всегда имеет автора. У каждого фольклорно-го произведения, безусловно, тоже был автор – отдельное лицо, сочинившее первоначальный вариант. Но фольклорным художественное произведение ста-новится только тогда, когда будет воспринято от первого творца другими людьми, переработано, развито и дополнено, т.е., говоря словами А.А. Потеб¬ни, пройдет «через значительный слой народного понимания». Таким образом, фольклор – это анонимное, или безличное, искусство. К фольклору применимы понятия «сказитель», «рассказчик», «исполнитель». Фольклорное произведение не нуждается в авторе с точки зрения своей структуры и поэтики. Фольклор – это искусство коллективное. Каждое новое лицо подчиняется существующей традиции исполнения, следует общепринятой форме («Не нами песня сложи-лась, не нами и кончится»). В результате многократности творческих актов да-же при наличии традиции происходит отбор сюжетов, мотивов, образов, выра-батывается стиль, формы, соответствующие среде бытования. Фольклорное произведение не существует без восприятия каким-либо коллективом и други-ми исполнителями, это своеобразная цензура для фольклора. Литературные произведения закреплены в канонических текстах. Фольклор принципиально вариативен, так как разные исполнители вносят свое, даже один исполнитель редко повторяет произведение слово в слово. Каждый жанр фольклора имеет свои возможности сочетания импровизационности и традиционности. Так, в причитаниях возможности для импровизации намного больше, чем в послови-цах и загадках. Из сказанного следует, что непременной и универсальной кате-горией фольклорного творчества является вариативность, т.е. каждое фольк-лорное произведение – это совокупность его различных вариантов. Вариатив-ность обусловлена устностью и исполнительской сущностью фольклорного ис-кусства. Варианты возникают в результате миграции произведения в иную эт-ническую, социальную или культурно-бытовую среду. Вариативность обсулов-лена и долгой жизнью фольклорных произведений. Так, например, в текстах, записанных фольклористами в середине XIX в., ученые выделяют элементы, относящиеся к XI и XV вв. Сама природа фольклора такова, что замысел и структура фольклорного произведения изначально ориентированы на множест-во реализаций, на варианты конкретных воплощений.

Содержание

Фольклор как искусство слова 3 Обряды и обрядовая поэзия 5 Календарно-обрядовая поэзия 6 Семейно-обрядовая поэзия 13 Похоронные обряды и рекрутские причитания 22 Заговоры и заклинания 23 Русский народный эпос 25 Былины 28 Исторические песни 51 Духовные стихи 59 Баллады 68 Литература 75

Литература

Основная Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. – М., 2000. Русский фольклор: Хрест. / Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М., 1998. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество.– 2-е изд. – М., 1987. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А.М. Новиковой. – 3-е изд. – М., 1986. Русское народное поэтическое творчество: Хрест. / Сост. Ю.Г. Круглов. – 2-е изд. – Л., 1987. Русское народное поэтическое творчество: Хрест. по фольклористике / Сост. Ю.Г. Круглов. – М., 1986. Русский фольклор: Хрест. исследований / Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М., 1998. Дополнительная Акимова Т.М., Архангельская В.К., Бахтина В.А. Русское народное поэти-ческое творчество: Пособие по семинарским занятиям. – М., 1983. Аникин В.П. Теория фольклора: Курс лекций. – М., 1996. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). – СПб., 1993. Новикова А.М., Александрова Е.А. Фольклор и литература. Семинарий. – М., 1978. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. – СПб., 1994. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. Н.И. Кравцова. – М., 1971.



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
метод исследования:наблюдениеКонтрольная201215кгу им циолковского
метод исследования:наблюдение. Контрольная работаКонтрольная201215кгу им циолковского
Настольная книга журналистаУчебник201240Москва
99 ФРАНКОВ - книга о рекламеУчебник2003122Москва
Большая ВерсткаУчебник201215Москва
Общая характеристика системы СМИ Республики БеларусьДоклад201224Москва
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 1999 ГОДА В РОССИИУчебник1999100Москва
Таблица элементов образа личностиДоклад20121Москва
Типология текстовУчебник201212Москва
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИУчебник201224Москва
Яндекс.Метрика