Курсовая на тему Понятие бессознательного в психологии и классическом психоанализеАвтор: Шаталова Юлия Тип работы: Курсовая Предмет: Психология Страниц: 33 Год сдачи: 2012 ВУЗ, город: Москва Выдержка Бессознательное - довольно многозначный термин, впервые авторитетно обоснованный З.Фрейдом, получил за долгую историю своего существования самые разнообразные, если не просто взаимоисключающие интерпретации. Даже в рамках психоанализа, весьма подвижных и постоянно изменяющихся свои очертания, понимание бессознательного неоднозначное: в своей работе 1968 года английский психоаналитик Ч.Райкрофт насчитал, по меньшей мере, шесть различных психоаналитических школ (классический психоанализ, эго-психология, клейнианский психоанализ, объект-теория, экзистенциальный психоанализ и юнгианский психоанализ) [2]. Конечно, З.Фрейд не был первооткрывателем в этой области. Идеи, отражающие самые ранние взгляды на проблему человека и структуру его сознания можно найти у представителей древнеиндийской школы Ньяя и Йога Патанджали, в античной философии Платона (проблема неосознанного знания), Августина, который анализировал бессознательное в “Исповеди”, сравнивая сферу воспоминаний с недостижимым, скрытым от сознания внутренним помещением; определил, что находится за пределами обозримого для субъекта в сфере его душевной деятельности, составляет неосознанное. Понятие “бессознательное” положено в основу теоретических концепций Ф.Гербарта, А.Шопенгауера, Г. Лебона. Л. Гельмгольц, немецкий физик, врач, физиолог и психолог, создает концепцию “бессознательных умозаключений”, согласно которой, актуальное восприятие определяется уже имеющимися у индивида “привычными способами”, за счёт чего сохраняется постоянство видимого мира, при этом существенную роль играют мышечные ощущения и движения. Г. Лейбниц, немецкий философ, логик, математик, физик, в своих научных трудах утверждал и доказывал, что человек может бессознательно воспринимать окружающий мир, что внутренняя психическая активность человека может протекать не только на сознательном, но и на бессознательном уровне. Лейбниц считал, что даже то, что находится в сознании человека, может подвергаться воздействию бессознательных сил. По Лейбницу, бессознательные представления отличаются лишь степенью ясности и интенсивности; они отличны от сознательных не по своей природе, а лишь количественно. В качестве прилагательного термин “бессознательное” описывает психическое содержание, недоступно в данный момент осознанию, а в качестве существительного - одну из динамических систем, описанных З.Фрейдом в его ранней топографической теории психического аппарата. Объект исследования: бессознательное в психологии и классическом психоанализе. Предмет исследования: бессознательная сфера в психике человека. Цель исследования: проанализировать понятие бессознательного в психологии и классическом психоанализе. Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть понятие бессознательного в психоаналитических школах; проанализировать бессознательное в психологии и классическом психоанализе; охарактеризовать психологию бессознательного Д.М. Узнадзе; изучить особенности классического психоанализа Фрейда; раскрыть философские проблемы индивидуального бессознательного в психоанализе К.Юнга. Для решения поставленных задач использованы адекватные авторскому замыслу методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, синтез, систематизация, классификация и обобщения теоретических данных, представленных в методической литературе; эмпирические наблюдения, беседы. Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы. Объем работы: 33 страницы печатного текста. Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I Понятие бессознательного в психоаналитических школах 5 ГЛАВА II Понятие бессознательного в психологии и классическом психоанализе 9 2.1 Установки и неосознаваемые мотивы бессознательного 9 2.2 Измененные состояния сознания 13 ГЛАВА III Психология бессознательного в учении Д.М. Узнадзе 16 ГЛАВА IV Классический психоанализ Фрейда 20 ГЛАВА V Философские проблемы индивидуального бессознательного в психоанализе К.Юнга 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33 Литература 1. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. – Спб.: Речь, 2003. – 368с. 2. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. – М.: Медицина, 1968. – 468с. 3. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное. – М.: Педагогика, 1982. – 148с. 4. Гроф С.В. Области человеческого бессознательного: данные исследований ЛСД. – М., 1994. – 147с. 5. Костандов Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного. – Спб.: Питер, 2004. – 176с. 6. Лапланш Ж. Словарь по психоанализу / Ж.Лапланш, Ж.Б.Понталис / Пер. с франц. И науч. ред. Н.С. Автономовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. – 751с. 7. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Ч.Райкрофт. – Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. – 260с. 8. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки. - СПб: Питер, 2001. – 416с. 9. Фрейд 3. Недовольство культурой // 3.Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1992. 10. Фрейд З. Я и Оно // 3.Фрейд. Психология бессознательного: Сб. произв. – М., 1989. 11. Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М., 1996. – 269с. |
Название | Тип | Год сдачи | Страниц | ВУЗ, город | |||
Роль семьи в воспитании ребенка | Курсовая | 2012 | 23 | Москва | Контрольная по Философии. Контрольная работа | Контрольная | 2012 | 18 | Москва | Развитие взаимодействия и общения со сверстниками | Курсовая | 2012 | 27 | Москва | Методы регулирования межличностных конфликтов | Реферат | 2012 | 9 | МГГУ им Шолохова | Отличительные признаки темперамента | Реферат | 2012 | 9 | МГГУ им Шолохова | Физиология высшей нервной деятельности | Шпаргалка | 2012 | 49 | Москва | Философия науки. Реферат | Реферат | 2012 | 24 | Москва | Показатели характеризующие эффективность производственной деятельности предприятия | Курсовая | 2011 | 25 | Москва | Влияние ребенка с отклонениями в развитии на межличностных отношениях в семейных подсистемах: супружеской,радительской,детско-родительской,сибсовой | Реферат | 2012 | 20 | Москва | Современная система коррекции детей школьного возраста с речевым нарушениями | Реферат | 2012 | 22 | Москва |