Учебник на тему Целостность судебного выступления.
Автор: Сергей
Тип работы: Учебник
Предмет: Юриспруденция
Страниц: 14
Год сдачи: 2009
ВУЗ, город: ДВГТУ Владивосток
Выдержка
Композиция текста в лингвистике понимается как интеграция содер¬жательно-логических и стилистических его элементов. Предметно-ло¬гическое построение судебной речи определяет ее лингвистическую структуру: она является сложной композиционно-стилистической ор¬ганизацией, в которой отбор языковых средств осуществляется в соот¬ветствии с отчетливо осознаваемой целевой установкой оратора. Эта мысль нашла отражение и в работах юристов. «Между содержанием и формой речи, - пишет М.Л.Шифман, - должна быть органическая связь: форма должна гармонировать с содержанием. Нельзя говорить патетически о простых, обыденных вещах; нельзя говорить веселым тоном о трагических событиях; неуместен пафос, когда речь идет о квалификации преступления или при анализе доказательств, но пафос окажется кстати при изложении политически острых, жизнен¬но важных фактов и обстоятельств, особенно в заключительной части речи»
Основу целостности судебного выступления составляют предмет¬но-структурное содержание и логическая структура, организованная вокруг основной мысли. Для судебной речи, как и для любой другой публичной речи, характерно трехчастное деление: вступление ос¬новная часть заключение.
Базовая структура публичного выступления - это его основные части: рационально подогнанные, дополняющие, развивающие и обобщающие друг друга. В чистом виде в реальном выступлении существуют редко. Обычно плавно перетекают одна в другую и не имеют четко оформленных границ. Разделение речи на части необходимо для подготовительной (домашней) работы над текстом будущего выступления. Такая разбивка текстового массива позволяет эффективнее компоновать фразы и рассчитывать силу воздействия речи по времени, а также получить возможность стратегического планирования для расстановки смысловых акцентов.
Как уже упоминалось, классическая базовая структура речи состоит из: вступления, основной части и заключения. У каждой из этих частей - свои функции. У вступления - привлечь к выступающему внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и снсационность дальнейшего изложения. У основной части (доказательства) - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. У заключения - еще раз вбить в сознание слушателей основные (уже высказанные) идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании слушателей нужное впечатление (о гнусности оппонентов, о своей уверенности, о великой роли каждого слушателя в борьбе за "светлое будущее" и т.д.).
Конечно, вышеприведенная классическая триада (вступление, основная часть, заключение) содержит изрядную долю условности в наш век изощренности предвыборных технологий и театральности презентаций и собраний. Базовая структура современного выступления становится все более размытой. В него могут включаться и концертные номера, и торжественное вручение призов, и кинокадры, и скандирование групп поддержки, и высадка парашютистов на поле рядом с трибуной, и еще многое другое из богатого арсенала нынешнего технического обеспечения публичных выступлений...
§2. Вступление.
Внимание к выступлению в значительной мере зависит от того, как оно начинается, как оратор сумеет установить контакт с составом суда, активизировать внимание судей и присяжных заседателей, пси¬хологически подготовить их к восприятию информации. Вступитель¬ная часть определяется замыслом речи и является основой для даль¬нейшего исследования обстоятельств дела, содержит проблему, кото¬рую следует разрешить.
Самое трудное для оратора - найти правильное, нужное начало, поэтому остановимся на нем подробнее. А.Ф.Кони советовал подби¬рать такое вступление, которое бы «зацепило» слушателей, привлекло их внимание.
Во вступлении к обвинительной речи чаще всего дается общест¬венная и моральная оценка совершенного преступления. «Обществен¬но-политическая оценка содеянного, пишет В.И.Царев, имеет своей задачей убедить суд и судебную аудиторию в общественной опасности преступления, справедливости привлечения подсудимого к уголовной ответственности». В каком объеме давать такую оценку происшедшего, определяется характером дела, условиями, в которых проходит судебный процесс. Общественно-политическая оценка обязательно увязывается со всеми материалами дела.
Можно начать речь с изложения фактических обстоятельств дела.
Начало выступления с изложения обстоятельств дела вводит при¬сяжных заседателей и слушающих процесс граждан в обстановку про¬исшедшего, вызывает интерес, психологически подготавливает их к правильному восприятию юридической квалификации преступления. У судей не только вызывает эмоциональное отношение к сообщаемо¬му, но и будит мысль, заставляя еще раз вспомнить все подробности совершения преступления.
Во вводной части может быть намечена программа речи.
Вступительная часть защитительной речи зависит от задачи, стоя¬щей перед адвокатом в конкретном судебном процессе, и от целевой установки оратора. В ней может быть дана моральная оценка совер¬шенного преступления. В этом случае, как правило, приводятся ссыл¬ки на авторитетные источники. Может быть указано на характерные особенности дела, на воспитательные функции судебного процесса. Могут определяться задачи защиты в конкретном судебном процессе.
Какое бы вступление ни выбрал судебный оратор, важно помнить, что:
1) в нем должен отразиться тот конфликт, на котором строится судебная речь;
2) оно должно быть связано с главной частью, служить отправной точкой для исследования обстоятельств дела;
3) не должно быть длинным;
4) стилистически должно гармонировать с основной частью. Римский поэт Гораций считал, что «тот, кто хорошо начал, может считать свое дело выполненным наполовину». Запомните, что начало нужно подбирать после того, как подготовлена вся речь.
Это одно из правил риторики, которые предлагаются вашему вниманию:
1) обратить особое внимание на введение, от которого в значительной степени зависит успех всего сочинения в целом;
2) писать введение последним;
3) избегать как банального, так и излишне экстравагантно¬го введения;
4) стиль введения прежде всего должен быть доступным.
Итак, вводная часть сконцентрировала внимание суда и аудито¬рии, но надо его удержать на протяжении всего выступления. Поэтому речь должна быть хорошо организована логически, мысль оратора двигаться от старого к новому, от известного к неизвестному, от менее сильных аргументов к более сильным. Строгой логической последо¬вательностью отличаются речи современного московского адвоката И.М.Кисенишского. Все они разделены на главы; в некоторых речах (например, по делу Тебиева Р.Н.) главы имеют название. Во вступле¬нии чаще всего оратор показывает особенности каждого дела.
Поддержанию внимания содействует также наличие конфликтной ситуации, подача фактов в противопоставлении.