Курсовая на тему Правосудие и его демократические основы (принципы)
Автор: Сергей
Тип работы: Курсовая
Предмет: Юриспруденция
Страниц: 27
Год сдачи: 2008
ВУЗ, город: ДВГТУ Владивосток
Выдержка
Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний. Эти органы основное звено механизма правоприменения, без которого не может существовать современное государство. Правосудие одно из направлений государственной деятельнос¬ти правоохранительных органов. Оно также относится к чис¬лу важнейших полномочий, осуществление которых связано с функционированием судебной власти. И в системе правоохрани¬тельной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место.
Целью данной контрольной работы является изучение понятия правосудия, его общей характеристики, анализ его демократических основ.
Отличительные признаки и понятие правосудия.
Его роль и значение обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести прежде всего то обстоятельство, что отправле¬ние правосудия тесно связано с принятием решений по карди¬нальным вопросам реализации социально-экономических, поли¬тических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций. Имен¬но правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления и назна¬чении ему меры наказания либо иного определенного в законе воздействия, а равно при реабилитации тех, кто незаконо и не¬обоснованно привлекался к ответственности. Такое же слово при¬надлежит ему и при определении правовых последствий, вытека¬ющих из рассмотрения споров между гражданами, связанных с реализацией, скажем, трудовых, семейных, авторских, изобрета¬тельских, жилищных, других имущественных или неимуществен¬ных прав, предоставленных им. Правосудие также является спо¬собом разрешения споров (имущественных и некоторых других), возникающих в сфере экономической деятельности между госу¬дарственными и негосударственными организациями, лицами, за¬нимающимися предпринимательством.
Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам отправления правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т. д.) и нередко именуемые в юридической литературе актами правосудия, в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами. Одно из них общеобязательность. Она означает, в частности, что вступивший в силу приговор, определение или постановление, являются обязательными для всех без исключения органов государствен¬ной власти, органов местного самоуправления, общественных объединении, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Несколько иначе по закону определяется социальное и пра¬вовое значение судебных решений по гражданским делам: после вступления в законную силу они, как правило, не исполняются автоматически. Для их реализации требуется волеизъявление заинтересованного лица либо наступление какого-то другого ус¬ловия. Но если, к примеру, такое волеизъявление выражено, то требование об исполнении судебного решения по гражданскому делу становится обязательным для всех и на всей тер¬ритории страны.
Неисполнение судебного решения или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санк¬ций в отношении тех, кто повинен в этом. Например, в соответст¬вии со ст. 315 УК злостное неисполнение государственным или иным служащим решения, приговора, определения или поста¬новления суда либо воспрепятствование их исполнению может быть наказано различными мерами наказания, начиная от штра¬фа в размере от 200 до 400 минимальных размеров оплаты труда и кончая лишением свбоды до двух лет.
Сущность правосудия, его роль и значение вместе с тем про¬являются не только и не столько в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением (функцией) правоохрани¬тельной деятельности, венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков.
К их числу следовало бы отнести прежде всего то, что по закону этот вид государственной деятельности может осу¬ществляться только конкретными способами, а не произволь¬но, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фиксирует вполне определенно. Статья 4 Закона о судоустройстве однозначно говорит, что правосудие должно осу¬ществляться путем:
рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях граж¬данских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граж¬дан, предприятий, учреждений и организаций;
рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и при¬менения установленных законом мер наказания к лицам, винов¬ным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.
Другим отличительным признаком правосудия является то, что данный вид государственной деятельности может осущес¬твляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется законом. Как было сказано выше, закон подчеркивает, что рассмотрение и разрешение гражданс¬ких и уголовных дел должно происходить в судебных заседани¬ях. А это значит, что разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора возможно лишь при неук¬лонном соблюдении гражданского процессуального, арбитражно¬го процессуального или уголовно-процессуального законодатель¬ства. Предписания эти регулируют практически все наиболее существенные вопросы, которые могут возникнуть при подготов¬ке и проведении судебного заседания (порядок формирования законного состава суда, круг лиц, которые могут и должны учас¬твовать в заседании, их права и обязанности, последовательность выполнения конкретных действий, правила собирания, фикса¬ции и исследования доказательств и т. п.). Все процессуальные предписания в конечном счете направлены на установление ис¬тины и принятие законного, обоснованного и справедливого ре¬шения по существу.
К отичительным признакам правосудия относится, наконец, также то, что оно может осуществляться только особым орга¬ном судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность.
Содержание
Содержание.
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1. Отличительные признаки и понятие правосудия.
2.2. Демократические основы (принципы) правосудия, их понятие, истоки и значение.
2.2.1 Законность.
2.2.2 Осуществление правосудия только судом.
2.2.3 Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда.
2.2.4 Независимость судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей.
2.2.5 Обеспечение права граждан на судебную защиту.
2.2.6 Состязательность и равноправие сторон.
2.2.7 Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту.
2.2.8 Презумпция невиновности.
2.2.9 Открытое разбирательство дел во всех судах.
2.2.10 Национальный язык судопроизводства.
2.2.11 Участие граждан в отправлении правосудия.
3. Заключение.
4. Правовые источники.
5. Список использованной литературы.
Литература
Правовые источники
Конституция РФ ст. 15, 18, 19, 26, 32, 4549, 119-121 и 123.
Закон о судебной системе ст. 5, 7 и 8-10.
Закон о статусе судей ст. 1, 9, 10 и 16 (ВВС. 1992. № 30. Ст. 1792; 1993. № 17. Ст. 606; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2399).
Закон о Конституционном Суде ст. 5, 6 и 13 (СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447),
Закон об арбитражных судах ст. 47 (СЗ РФ. 1995. № 18. Ст.1589).
Закон о судоустройстве ст. 4, 70, 8088 (ВВС. 1981. № 28. Ст. 976; 1992. № 27. Ст. 1560; 1993. № 33. Ст. 1313).
Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» от 25 октября 1991 года ст. 18 (ВВС. 1991. № 50. Ст. 1740).
Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, наруша¬ющих права и сво¬боды граждан» от 27 апреля 1993 года ст. 1 и 2 (ВВС. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970).
Федеральный закон «О государственной защите судей, долж¬ностных лиц право¬охранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 года ст. 2 и 5 (СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455).
Федеральный закон «О введении в действие Арбитражного процессуального ко¬декса Российской Федерации» от 5 мая 1995 го¬да ст. 8 (СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1710).
УПК ст. 1320, 35, 46, 245, 259, 421,423, 426,429,438,440 и 443.
УК ст. 294, 297, 307, 311 и 315.
ГПК ст. 57, 9, 14, 33, 113 и 176.
АПК ст. 410 и 13.
КоАП ст. 165' и 1655.
Всеобщая декларация прав человека ст. 10 (Документы и материалы. С. 413419).
Международный пакт о гражданских и политических правах ст. 2 и 14 (Доку¬менты и материалы. С. 302320).
Международна конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации ст. 8 (Документы и материалы. С. 280292).
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (T. 17 (Документы и материалы. С. 384397).
Положение об эксперименте по рассмотрению дел с привлече¬нием арбитражных заседателей, утвержденное Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 сентября 1996 года (ВВАС. 1996. № 11).
Список использованной литературы.
1. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 1998.
2. Правоохранительные органы в СССР: Учебник для вузов/ Под ред. В.М. Семмёнова. М., 1990.
3. Правоохранительные органы: Сборник законов. Кн. 1.М., 1994
4. Скитович В.В. Судебная власть и принцип разделения властей // Вестник МГУ. 1993. №3.с. 20
5. Ершов В.В. Халдеев Л.С. Проблемы рассмотрения уголовных дел судом присяжных // Государство и право. 1994. № 2. С. 75