Учебник на тему Выразительность и изобразительность судебной речи.
Автор: Сергей
Тип работы: Учебник
Предмет: Юриспруденция
Страниц: 23
Год сдачи: 2009
ВУЗ, город: ДВГТУ
Выдержка
§1. Выразительные средства в ораторском искусстве. Тропы.
Чтобы речь была по-настоящему воздействующей, нужно искать такую форму выражения, которая возбудила бы внимание суда. Желание убедить судей, как правило, пробуждает страстность, тем¬перамент. «Где борьба, там и страстность», сказал Ф.Н.Плевако в речи в защиту Каструбо-Карнцкого. Эта же мысль выражена и в работах А.Ф.Кони: «Нужна яркая форма, в которой сверкает пла¬мень мысли и искренность чувства». Значит, эмоциональное воз¬действие выступает как необходимый элемент убеждения, так как убеждение достигается двумя путями: рациональным и эмоцио¬нальным. «Человеческая мысль постоянно колеблется между логи¬ческим восприятием и эмоцией; ... чаще всего наша мысль склады¬вается одновременно из логической идеи и чувства». Без этого значи¬тельно ослабляется эффективность превращения знаний в личное убеждение. Н.Г.Михайловская и В.В.Одинцов выражали мнение, что при анализе косвенных доказательств используются логические спосо¬бы развертывания, а если фабула дела ясна, тогда необходимы эмо¬циональные средства воздействия, хотя второе условие не является обязательным. Об этом правильно сказал Н.П.Карабчевский в речи по делу братьев Скитских:
«Мне предстоит произне¬сти перед вами защитительную речь, а между тем я хотел бы забыть в эту минуту о том, что есть на свете «судебное красноречие» и «ораторское искусство». По академическому определению, это «ис¬кусство» заключается в том, чтобы путем возможно меньшего на¬пряжения усилий слушателей передать им свои мысли и чувства, навязать им свое настроение, достигнув заранее намеченного эф¬фекта. Обыкновенно не брезгают для этого и внешними суррогата¬ми вдохновения: приподнятым тоном, побрякушками остроумия и фразой. В том мучительном напряжении, которое всеми нами владеет, мне было бы стыдно заниматься здесь «искусством», расстав¬лять в виде ловушек «эффекты» и развлекать ваше внимание в ту минуту, когда простая истина ищет и так трагически не находит себе выхода. Если бы я был косноязычным, я сказал бы вам то же, что скажу сейчас!»
Конечно, когда какую-либо мысль нельзя доказать логически, оратор пытается воздействовать на чувства слушателей, стараясь отсутствие аргументов заменить обращением к чув¬ствам.