Учебник на тему АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ - СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (ч. 1)Автор: Елена Тип работы: Учебник Предмет: Журналистика Страниц: 35 Год сдачи: 2001 ВУЗ, город: РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ Выдержка На протяжении XX века, который совпал с периодом становления и развития социологии как науки, в ее недрах широкое применение нашел такой метод изучения текстов, как «анализ содержания», или контент-анализ. Этим термином обозначается методика выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследова¬теля характеристик, которая позволяет ему делать некоторые выводы относительно намерений создателя этого текста или возможных реак¬ций адресата. Применение процедуры измерения при анализе текстов сделало возможным получить точные, объективные данные о харак¬тере всех видов общения по их содержанию. Действительно, в про¬цессе коммуникации содержание занимает центральное место. Это и реализация намерений автора-коммуникатора и возможные реакции получателя сообщения. Наиболее эффективным оказывается применение этого метода для анализа потоков информации, содержащейся на страницах газет, в передачах радио и телевидения, в рекламных сообщениях, но нередки обращения социологов к этому методу для анализа и менее объемно представленной информации (личных писем, дневниковых записей, речей политических деятелей и т.д.). Объективный, систематичный анализ совокупности таких текстов снабжает исследователя надежной информацией о тенденциях деятельности авторов, об эксплицитно присутствующих намерениях коммуникатора, о возможных, ожидае¬мых воздействиях информации на потребителя, в определенной сте¬пени о потенциальных реакциях его. Данная работа ставит своей целью познакомить специалистов-обществоведов, социологов, а также студентов, специализирующихся в области социологии, исследований коммуникации, практиков паблик рилейшнз, рекламистов как создателей рекламных сообщений с методом, который должен входить в профессиональную копилку ис¬следователя, анализирующего окружающую его социальную реаль¬ность, и производителя текстов с любыми социальными функциями. Информационные потоки в человеческом социуме представляют его существенную и даже сущностную характеристику. В разделе 1 «Анализ содержания ? социологический метод сбора социальной информации» анализируются отличия этого метода от других способов исследования, описывается то, что делает этот инст¬рументарий социологическим. Содержание ВВЕДЕНИЕ Раздел 1. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД СБОРА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ Раздел 2. ЦЕЛИ ОБРАЩЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ К МЕТОДУ АНАЛИЗА СОДЕРЖАНИЯ Раздел 3. МЕТОДИКА АНАЛИЗА СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТОВ Программа исследования как жанр Машинный способ анализа текста Выбор единиц наблюдения Полевой этап Раздел 4. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ТАСС и РИА в средствах массовой информации Комментарий автора из 1999 г. Пресса об экологических проблемах (анализ содержания) Знакомство с К. Боровым. Социологическое эссе БИБЛИОГРАФИЯ Литература нет |