Курсовая на тему Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Курсовая работа

Автор: Ольга

Тип работы: Курсовая

Предмет: Психология

Страниц: 51

Год сдачи: 2011

ВУЗ, город: ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Выдержка

В отечественной педагогике признано отношение к дошкольному воспитанию как к этапу, определяющему все дальнейшее развитие. Совершенствование образования и воспитания предусматривает необходимость максимальной реализации возможностей, присущих каждому конкретному возрастному периоду.
Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема генезиса восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной
степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В современном обществе демократические преобразования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его активного поведения в конкретных ситуациях, в деятельности, в общении,
что определяет для него меру значимости вещей и явлений окружающей
жизни, развивает сенсорные способности.
В то же время в практике прочно утвердилась императивная система
воспитания и образования, мало опирающаяся на индивидуально- личностный подход, когда все дети дошкольного возраста должны усвоить
определенные знания, приобрести навыки и умения. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, наблюдается возрождение дидактичеких систем Ф. Фребеля, М.Монтессори, О.Декроли.
Проблемами сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста занимались Ш.А. Абдуллаева, Э.А. Александрян, М.Ю. Кистяковская, Н.С. Карпинская, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, Е.А. Радина, A.M. Фонарев, СВ. Фонарева, Э.Л. Фрухт и др. И большинство их касались проблем, как умственного развития, так и развития других сторон личности и совершенствования практической деятельности ребенка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты сенсорного воспитания
1.1. Проблема сенсорного воспитания в психологии и педагогике…… 5
1.2. Методика Марии Монтессори по сенсорному воспитанию детей…. 10
1.3. Особенности сенсорного воспитания детей раннего возраста……… 14
Выводы по первой главе…………………………………………………… 21
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование сенсорного воспитания детей раннего возраста
2.1. Организация и методы исследования. Анализ результатов…………. 23
2.2. Содержание работы педагога по сенсорному воспитанию детей раннего возраста………………………………………………………………
35
Выводы по второй главе…………………………………………………… 45
Заключение……………………………………………………………………. 46
Литература……………………………………………………………………. 48
Приложение…………………………………………………………………… 51

Литература

1. Божович,Л. С. Славина // Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: ИПП, 1996. -С. 390.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2003. – 416 с.
3. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: СГУ, 1999. – 103 с.
4. Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Лялиной.— М.: Просвещение, 1976.
5. Выготский Л.С.Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997.- С.224.
6. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.- С. 298.
7. Гуськова Т. В. Личностные новообразования детей в период кри¬зиса трех лет/ Т. В. Гуськова, М. Г. Елагина//Хрестоматия по детской психологии. -М.: ИПП, 1996. — С. 438.
8. Гигиена: Учебник / Под ред. Г.И.Румянцева. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – 608 с.
9. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003.
10. Крайг Г. Психология развития- СПб.: Речь,2000 .-382с
11. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2005. — 76 с.
12. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях.- М., 2000.
13. Мамайчук И.И. Психология дизонтегенеза и основы психокоррекции.- СПб.: Изд-во Петербургского Ун-та, 2000.- С. 168.
14. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии – М.: Просвещение, 1992. – С. 389с.
15. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития. - М.: Просвещение, 1991.- С. 360.
16. Мельниченко Н.Д. Детская психология . - СПб.:ВЛАДОС, -2003.- 321с.
17. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологи¬ческие труды. - М.: Педагогика, 1989.-289с.
18. Метинская Н. А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. — М.: МПА, 1996.- С. 384.
19. Мишин М. А. Психомоторное развитие детей с нарушением зрения. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. - 2003. № 4. - С. 46 - 68.
20. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому!/ Сост. М.В. Богуславский.- М.: Карапуз, 2000.- 272с.
21. Мухина В. С. Психология детства и отрочества.— М.: ИПП, 1998.- С. 285.
22. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 376 с.
23. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. - Дубна: Феникс, 2002. - 320 с
24. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада.- М., 1983.
25. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения.— М., 1998
26. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.- М.,2002.
27. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2002. – 456 с.
28. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. СПб.: Детство –Пресс, 2003.- С.160.



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
Психодиагностика. Курсовая работаКурсовая200935ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Задача 1.Эконометрическое моделирование на примере парной и множественной регрессий. Задача 2.Исследование динамики экономического показателя на основе аКонтрольная201035АлтГТУ им.И.И.Ползунова
Трудовая деятельность. Внимание. Особенности внимания у детей дошкольного возрастаКонтрольная200926ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Аннотации по книгам: 1. А.С. Макаренко «Педагогическая поэма»; 2. К. Д.Ушинский Человек как предмет воспитания; 3. В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю дКонтрольная200916ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Присутствие психотерапевта и альянс, межличностное давление –как параметры экзистенциальной жизнеизменяющей психотерапии Бьюдженталя. Контрольная работаКонтрольная200921ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Вес тела. Диета. Контрольная работаКонтрольная200912ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Влияние мышления на восприятие. Контрольная работаКонтрольная200920ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Вторичный гнойный менингит: этиология, патогенез, классификация, клиническая картина, прогноз. Контрольная работаКонтрольная200919ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Дидактические игры с математическим содержанием. Контрольная работаКонтрольная200921ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Достоинства и недостатки социологического опроса. Контрольная работаКонтрольная200914ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Яндекс.Метрика