Контрольная на тему Сущность и история развития понятия «культура».

Автор: Татьяна

Тип работы: Контрольная

Предмет: История государства и права

Страниц: 8

Год сдачи: 2009

ВУЗ, город: ЧГУ им. И.Н. Ульянова

Выдержка

С одной стороны, она трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывали с просвещением и воспитанием людей. В конце ХVIII начале ХIХ вв. слово «культура» часто считалось эквивалентом «просвещенности», «гуманности», «разумности». В культурном прогрессе виделся путь, ведущий к благополучию и счастью человечества. Очевидно, что в таком контексте культура представала как нечто безусловно позитивное, желаемое, «хорошее».
А с другой стороны, культура рассматривалась как реально существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура в этом смысле, хотя и означает отличие человеческого образа жизни от животного, несет в себе как позитивные, так и негативные, нежелательные проявления человеческой активности (например, религиозные распри, преступность, войны).
В основе различия между этими подходами лежит, прежде всего, осмысление культуры в свете категорий «сущего» и «должного». В первом смысле культура характеризует то, что есть, т. е. реально существующий образ жизни людей, каким он предстает у разных народов в различные периоды их истории. Во втором смысле культура понимается как то, что должно быть, т. е. то, что должно соответствовать «сущности» человека, способствовать совершенствованию и возвышению «подлинно человеческого начала» в нем.
В первом смысле культура есть понятие констатирующее, фиксирующее и достоинства, и недостатки образа жизни людей. При такой констатации обнаруживаются этнические и исторические особенности, которые обусловливают своеобразие конкретных исторических типов культуры и становятся предметом специальных исследований. Во втором же культура понятие оценочное, предполагающее выделение лучших, «достойных человека» проявлений его «сущностных сил». В основе такой оценки лежит представление об «идеально-человеческом» образе жизни, к которому исторически движется человечество и

Содержание

Культурология сравнительно молодая наука. Условно можно принять за дату ее рождения 1931 год, когда американский профессор Лесли Уайт впервые прочел курс культурологии в Мичиганском университете. Однако культура стала предметом исследования задолго до этого. Начиная еще с античных времен, философы ставили и обсуждали вопросы, связанные с изучением культуры: об особенностях человеческого образа жизни по сравнению с образом жизни животных, о развитии знаний и искусств, о различии между обычаями и поведением людей в цивилизованном обществе и в «варварских» племенах. Древнегреческие мыслители не пользовались термином культура, но придавали близкий к нему смысл греческому слову пайдейя (воспитание, образование, просвещение). В средние века культуру рассматривали, главным образом, под именем религии. Эпоха Возрождения ознаменовалась разделением культуры на религиозную и светскую, осмыслением гуманистического содержания культуры и в особенности искусства. Но только в XVIII в. веке Просвещения понятие культуры вошло в язык науки и привлекло внимание исследователей как обозначение одной из важнейших сфер человеческого бытия.
Одним из первых термин культура ввел в оборот И. Гердер (17441803). В его понимании культура содержит в качестве своих частей язык, науку, ремесло, искусство, религию, семью, государство.
В XIX в. постепенно стала осознаваться необходимость разработки науки о культуре как особой научной дисциплины. Английский антрополог и этнограф Э. Тейлор первую главу своей книги «Первобытная культура» (1871) озаглавливает: «Наука о культуре»; в начале XX в. немецкий философ Г. Риккерт публикует книгу под названием «Науки о природе и науки о культуре», а немецкий ученый и философ В. Освальд в книге «Система наук» предлагает для обозначения учения о культуре слово «культурология».
К настоящему времени культурология превратилась в фундаментальную науку и учебную дисциплину, которая стала одним из базовых предметов гуманитарного образования. Формирование и развитие культурологии выражает общую тенденцию интеграции научного знания о культуре. Она возникает на стыке истории, философии, сциологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, науковедения, семиотики, лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук.

Литература

нет



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
Предмет региональной экономики, задачи и методы ее исследованияКонтрольная200910ЧКИ
Основные термины и концепции региональной экономики. Районообразующие факторы. Районохозяйственный комплекс РоссииКонтрольная200918ЧКИ
Эссе по книге Ари де Гиуса «Живая компания»Эссе20094ЧГУ им. И.Н. Ульянова
Эссе по книге Уильяма Паундстоуна «Как сдвинуть году Фудзи»Эссе20093ЧГУ им. И.Н. Ульянова
Эссе по фильму Дж. Кэмерона «Титаник»Эссе20093ЧГУ им. И.Н. Ульянова
Эссе по фильму Р. Полански «Пианист»Эссе20092ЧГУ им.И.Н. Ульянова
Концепции и методы психологической помощиКонтрольная20099ЧГУ им. И.Н. Ульянова
Культурные универсалииРеферат200921ЧГУ им. И.Н. Ульянова
Олимпийские игры в Древней Греции как проявление агонаКурсовая200929ЧГУ им. И.Н. Ульянова
Воспитание культуры поведения в старшей дошкольной группеКурсовая200930ЧГПУ им. И.Я. Яковлева
Яндекс.Метрика