Учебник на тему СОЦИОЛОГИЯЖУРНАЛИСТИКИУчебное пособие

Автор: Елена

Тип работы: Учебник

Предмет: Журналистика

Страниц: 119

Год сдачи: 2005

ВУЗ, город: Москва

Выдержка

Часть I ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА Зачем журналисту изучать социологию? Поводов, и очень важных, для изучения социологии несколько. Во-первых, социология дает прекрасный методологический фундамент для познания процессов, происходящих в обществе, для понимания сложности и динамичности развития социума и его различных групп, помогает понять строение общества, потребности и интересы народа, отдельных общностей и групп. Это знание поможет будущему журналисту лучше разбираться в жизни и в людях, в расстановке политических сил, в социальных процессах и ситуаци-ях, а следовательно, сделает его деятельность более профессиональной. Во-вторых, знание этапов и процедур социологического исследования не-обходимо для аналитической, расследовательской деятельности. В-третьих, знание методов социологии сослужит хорошую службу при сборе информации, в процессе журналистской работы. В-четвертых, знание специфики социологического исследования приго-дится для проведения небольших, локальных исследований при подготовке собственного журналистского материала, поможет организовать социологиче-скую службу в редакции. В-пятых, журналисту желательно знать основные особенности проведения социологического исследования, быть знакомым со структурой программы его проведения, знать принципы составления репрезентативной (представительной) выборки, разбираться в методах построения анкет и других документов социсс-ледования – для того, чтобы со знанием дела заказывать исследования социоло-гическим центрам и уметь оценивать результаты такой работы. Это поможет предотвратить контакты с непрофессионалами и недобросовестными медиа-метрическими фирмами. В-шестых, очень важно иметь сведения о составе, потребностях и интере-сах, мотивах информационного поведения аудитории, ее типичных группах и их специфических интересах. И, наконец, в-седьмых, для целей саморефлексии нужно быть знакомым с социологической информацией о работе редакций, функциональных, содержа-тельных, связанных с жанрово-стилистической спецификой, особенностях раз-ных средств и типов информации, а также с содержанием СМИ. Это поможет лучше осознать задачи и роли журналистики и журналиста в обществе, точнее определить свое назначение в нынешнем сложном мире, найти свое место в журналистском сообществе, заняться самомаркетингом, наметить направления своей карьеры и способы повышения профессиональной подготовки.

Содержание

Часть I Введение. Предмет и задачи курса 3 Социология журналистики как область социологии 4 Предмет социологии 4 Структура социологии журналистики 9 Основные социологические теории СМИ 13 Функционирование СМИ в обществе 22 Социологическая информация в работе редакции 32 Зоны применения социологии в журналистике 32 Социологическое мышление журналиста 35 Публикация об итогах социсследований в СМИ 37 Структура социологического исследования 39 Важность знания журналистами этапов социологического исследования 39 Особенности программирования исследования 39 Выборка как основа репрезентативности 46 Этапы и процедуры социологического исследования 52 Часть II Социологические методы в журналистике 58 Социологические методы в работе журналиста 58 Интервью и анкетирование в социологии и журналистике 61 Анализ документов в социологии и журналистике 72 Социологическое и журналистское наблюдение 83 Эксперимент как метод социологии и журналистики 87 Исследование аудитории 90 Предмет аудиторных исследований 90 Потребление СМИ. Аудиторное поведение 94 Функциональные ожидания от СМИ, мотивы выбора 98 Потребности и интересы аудитории 101 Типологические группы аудитории 106 Методы изучения аудитории. Медиаметрические исследования 114 Литература 116

Литература

Журналистика и социология / Под ред. И. Д. Фомичевой. – М., 1995. Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналистское образование: взгляд социоло-га. – М., 1997. Социология журналистики / Ред. С. Г. Корконосенко. – М., 2004. Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию. – М., 2004. Федотова И. Д. Социология массовой коммуникации. – СПб., 2003. Основная Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мне-ния: В 4 кн. – М., 2001, 2003. Данилова Е. Е. Информационное развитие социальных систем. – М., 2002. Журналистика и социология. Россия – 90-е годы / Ред.-сост. С. Г. Корконо¬сенко. – СПб., 2001. Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информа-ционного общества: Толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999. Конецкая В. П. Социология коммуникавистики. – М., 1997. Левада Ю. А. От мнения к пониманию. – М., 2000. Массовая информация в советском промышленном городе / Под общ. ред. Б. А. Грушина и Л. А. Оникова. – М., 1980. Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. – М., 2001. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. – М., 2004. Реснянская Л. Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. – М., 1999. Смирнова М. Г. Социологические исследования печати, радио и телевиде-ния в развитых капиталистических странах. – М., 1984. Социология журналистики. – М., 1980. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. – М., 1999. Дополнительная (по выбору) Аверьянов Л. Я. Искусство задавать вопросы: заметки социолога. – М., 1987. Белановский С. А. Методика и техника фокусированного интервью. – М., 1993. Биографический метод. История. Методология. Практика. – М., 1994. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991. Буданцев Ю. П. Социология массовой коммуникации. – М., 1994. В поисках своего лица: общероссийская пресса на информационном рынке / Под ред. Л. Л. Реснянской и И. Д. Фомичевой. – М., 1998. Верховская А.И. Методы анализа писем в редакционной работе. – М., 1984. Гоуайзер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам обществен-ного мнения. – М., 1997. Гудимов А. Тайна чужой профессии. – М., 1967. Гус М. За газетные кадры. – М; Л., 1930. Дембо В. Бюджет работника печати. – М., 1927. Дзялошинский И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. – М., 1996. Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация: и проблема кон-струирования реальности. Анализ основных теоретических подходов. – Екате-ринбург, 1999. Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация: Модели влия-ния. Как формируется «повестка дня». – Екатеринбург, 2001. Журналист: Российско-американские социологические исследования. – М., 1998. Журналист: Социологические и социопсихологические исследования / Под ред. Л. Г. Свитич и А. А. Ширяевой. – М., 1992. Западно-европейская социология ХIХ века: Тексты / Под ред. В. И. Доб¬ренькова: В 2 т. – М., 1996. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после. – М., 2003. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. – Т. 1. Телеви-зионные и рекламные коммуникации. – М., 2002. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика. Общество и культура. – М., 2002. Кашинская Л. В. Метод наблюдения в журналистике. – М., 1987. Коробейников В. С. Пирамида мнений. – М., 1981. Коробейников В. С. Редакция и аудитория. – М., 1993. Кузин В. И. Психологическая культура журналиста. – СПб., 2001. Литературная газета и ее аудитория. – М., 1979. Лукина М. М. Технология ннтервью. – М., 2003. Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизион-ной коммуникации. – М., 2000. Мельник Г. С. MASS-MEDIA: психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996. Методология и методы социологических исследований / Под ред. О. М. Масловой. – М., 1996. Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире. – М., 2000. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. – М., 1978. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. – М., 1996. Общественное мнение России. – М., 2001. Олешко В. Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование техно-логий массово-коммуникационной деятельности. – Екатеринбург, 1996. Основные понятия теории журналистики. – М., 1993. Парыгин Б. Д. Анатомия общения. – СПб., 1999. Рабочая книга редактора районной газеты. – М., 1989. – Разд. 9. Российская журналистика: свобода доступа к информации. – М., 1996. Российская провинциальная пресса. – М., 1995. Рубинов А. З. Операции без секретов. – М., 1980. Свитич Л. Г. Как повысить эффективность журналистской работы? (Мето-дики социологических исследований основных условий и факторов эффектив-ности местных средств информации). – М., 1987. Свитич Л. Г. Феномен журнализма. – М., 2000. – Разд. 2.4, 4.4. Свитич Л. Г. Эффективность журналистской деятельности. – М., 1986. Свитич Л. Г., Ширяева А.А. Профессиональное развитие будущего журна-листа. – М., 1989. Словарь прикладной социологии. – М., 1986. Смелзер И. Дж. Социология. – М., 1994. Современная западная социология: Словарь. – М., 1990. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992. Социологические исследования печати, телевидения и радио. – М., 1988. Социологические исследования эффективности журналистики. – М., 1986. Социология в России ХIХ – начала ХХ веков: Тексты / Под ред. В. И. Доб¬ренькова. – М., 1997. – Вып. 1, 2. Социология и пресса. – М., 1996. Социология / Под ред. Э. Тадевосяна. – М., 1995. Таловов В. П. Читательский спрос на газету. – СПб., 1999. Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. – М., 2001. Фомичева И. Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. – М., 1987. Фролов С. С. Социология. – М., 1994. Шарков Ф. И, Родионов А. А. Социология массовой коммуникации. – М., 2002. Шумилина Т. В. «Не могли бы Вы рассказать?» – М., 1976.



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
Психология массовых коммуникаций. УчебникУчебник2002240СПб
Профессия: журналист. Учебное пособиеУчебник2003143Москва
СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИУчебное пособие для студентов вузовУчебник2004320Москва
РАДИОЖУРНАЛИСТИКАУчебник2000267Москва
История русской журналистики (1703—1917)Учебно-методичекий комплект (Учебное пособие; Хрестоматия; Темы курсовых работ)Учебник2000249Москва
История отечественной журналистикиУчебник2002368Москва
История русской журналистики. УчебникУчебник1990317Москва
АнтологияТОМ 2Учебник2001279Москва
Зарубежная журналистикаУчебник2012509Москва
ИСТОЧНИКИ ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАДоклад201226Новороссийск
Яндекс.Метрика