Курсовая на тему Исследование переключения внимания дошкольников

Автор: Юлия

Тип работы: Курсовая

Предмет: Психология

Страниц: 52

Год сдачи: 2010

ВУЗ, город: Москва

Выдержка

Введение Актуальность. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет, занимающий особое место в развитии личности ребенка. В дошкольный период происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь и др. Чем раньше ребенка начинают воспитывать и обучать, тем быстрее и эффективнее осуществляется его психическое развитие. От рождения до «взрослости» ребенок проходит огромный путь развития, превращаясь из совершенно беспомощного существа в многогранную и неповторимую человеческую личность. Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Наблюдая за детьми в любой деятельности можно заметить, как меняется направленность глаз, выражение лица, включение ребенка в познавательную деятельность. Любая деятельность успешна, если ее сопровождает внимание. Внимание существенно отличается от всех психических процессов. Его своеобразие заключается в том, что оно не самостоятельный вид психической деятельности, а организация других психических процессов, при которой определенные восприятия, представления, мысли или чувства осознаются отчетливее других, отходящих на второй план. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения - доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает.

Содержание

Содержание 1. Теоретические подходы в изучении внимания в дошкольном возрасте в трудах отечественных и зарубежных исследователей 7 1.1 Проблема изучения внимания в трудах отечественных и зарубежных авторов. 7 1.2. Основные характеристики внимания 15 1.3. Особенности развития внимания у детей младшего дошкольного возраста 20 2. Диагностическое исследование переключения внимания у детей младшего дошкольного возраста 27 2.1. Организация и методы проведения исследования 27 2.2 Диагностика и анализ полученных данных 31 Заключение 38 Литература 42 Приложения 46 Приложение 1. Таблица 1. Результаты исследования переключения детей младшего дошкольного возраста по упражнению «Игра с цветными кружками» 47 Приложение 2. Таблица 2. Результаты исследования переключения внимания детей младшего дошкольного возраста по заданию № 2 48 Приложение 3. Таблица 3. Результаты исследования переключения внимания детей младшего дошкольного возраста по упражнению № 3 49 Приложение 4. Таблица 4. Результат исследования переключения внимания детей младшего дошкольного возраста по заданию № 4 50 Приложение 5. Таблица 5. Сводная таблица процентного соотношения правильных и неправильных ответов по всему исследованию 51

Литература

Литература 1. Баскакова Н. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. – М.-Воронеж: МОДЭК, 1993. – 64 с. 2. Бурменская Г. В. Хрестоматия по детской психологии. - М.: МПСИ, 2008. – 376 с. 3. Васильева Н. Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 208 с. 4. Введение в психологию/Под ред. А. В.Петровского. – М.: Академия, 1996. – 496 с. 5. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. – М.: PerSe, 2003. – 144 с. 6. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология в вопросах и ответах. – М.: ТЦ СФЕРА, 2002. – 256 с. 7. Выготский Л. С. Овладение вниманием. Проблемы развития психики//Собрание сочинений. – М.: Просвещение, 1983. 8. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1974. – 190 с. 9. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с. 10. Глуханюк Л. С. Практикум по общей психологии. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 224 с. 11. Детская психология/Под ред. Я. А. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск: Университетское, 1988. – 390 с. 12. Диагностика познавательной сферы ребенка/Под ред. Т. Г. Богдановой, Т. В. Корниловой. - М.: Просвещение, 1994.- 270 с. 13. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/Под ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1985. – 180 с. 14. Добрынин Н. Ф. и др. Возрастная психология: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1965. – 296 с. 15. Дормашев Ю. Б, Романов А. Я. Психология внимания. – М.: Триволта, 1999. – 336 с. 16. Дьяченко О. М, Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984. – 128 с. 17. Ермолаева М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: Воронеж, 1998. – 174 с. 18. Как развивать внимание/Матюгина И. Ю. и др. – Донецк: Сталкер, 1998. - 432 с. 19. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника. Занятия, игры, упражнения. - СПб.: Речь, 1997. - 114 с. 20. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПб: Речь, 2003. - 240 с. 21. Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2007. – 256 с. 22. Кулагина И. Ю. Личность дошкольника. – М: Сфера. – 1999. – 188 с. 23. Люблинская А. А. Детская психология. – М.: Наука, 1971. – 415 с. 24. Мухина В. С. Психология дошкольника. – М: Просвещение. – 1975. – 239 с. 25. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. – М: Педагогическое общество. – 1999. – 444 с. 26. Общая психология: Учеб. для студ. пед. ин-тов/Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с. 27. Основы дошкольной педагогики/Под ред. А. В.Запорожца, Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с. 28. Познавательные процессы и способности в обучении/Под ред. В. Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1998. – 168 с. 29. Психология внимания. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. – М.: Флинта, 2002 – 371с. 30. Психология детства/Под ред. А. А. Реана. – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с. 31. Психология дошкольника. Хрестоматия для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1997. 32. Психология дошкольника: Хрестоматия/Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2000. – 408 с. 33. Радугин А. А. Психология. - М.: Центр, 2001. – 400с. 34. Рибо Т. Психология внимания. - СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1980. – 254 с. 35. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПБ.: Питер, 2000. – 712 с. 36. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002. – 240 с. 37. Урунтаева Г. А. Диагностика детей дошкольного возраста. - М., Академия, 1997. 38. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М: Академия. – 1999. – 336 с. 39. Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Владос, 1995. – 280 с. 40. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с. 41. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. Т. 2. М.: Педагогика, 1974. – 534 с. 42. Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 8. – М.: Изд. АПН РСФСРС, 1950 – 776 с. 43. Хрестоматия по вниманию/Под ред. Леонтьева А. Н., Пузырея А. А., Романова В. Я. - М., 1976. – 320 с. 44. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. – М.: МОДЭК, 1996. – 400 с.



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
Страхи флорентийцев по хронике Джованни ВилланиРеферат201023Москва
Перспективы развития туризмаКурсовая201033Москва
Приватизация земельных участков находящихся в государственной собственности как основания возникновения права на земельный участокКурсовая201029Москва
Операционный день депозитаРеферат201015Москва
Расчёт пространственной фермы тонкостенной балкиКонтрольная201112МАИ
Фотогальванические элементы на основе полимеров, наполненных наночастицамиРеферат200930ТомГУ
Этапы развития аналитической химииРеферат200919ТомГУ
Синтеза оксидов методом термического разложенияРеферат200920ТомГУ
Формирование оптических композиционных материалов с наночастицами сульфида цинка и легированного сульфида цинкаКурсовая200842ТомГУ
Теория личности в менеджментеКурсовая201032ВШМ
Яндекс.Метрика