При формировании общественного мнения граждан очень важна степень влияния информации на человеческое сознание. Сила духовного воздействия на граждан зависит от предлагаемых властью целей, ценностей, идей. Для повышения эффективности своей деятельности в этом направлении власть должна руководствоваться соображениями адресности подачи информации, учитывать особенности аудитории, которая имеет дело с теми или иными сообщениями. Формулируемые лозунги и призывы, предлагаемые программы, замыслы и планы должны соответствовать условиям социальной среды, ориентироваться на действующие в групповом и массовом сознании традиции и обычаи, доминирующие стереотипы и привычки.
В данной курсовой работе были рассмотрены различные аспекты влияния средств массовой информации на сознание людей, их поведение, организацию досуга.
Средства массовой информации занимают огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом. Телевидение, радио, печать, интернет,реклама стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир человека.
В работе было проанализировано, что манипуляция является способом влияния на общественное мнение. СМИ стали основным инструментом манипулирования общественным мнением. Они прививают массам общие ценности, поведенческие модели и нормы. Манипулирование можно подразделить на несколько видов: манипулирование информационными потоками, манипулирование посредством воздействия на эмоции, манипулирование посредством формирования и распространения образов, манипулирование посредством использования авторитетных групп и стремления человека быть полноправным членом общества. Какого бы вида не была манипуляция, ее цели и приемы остаются скрытыми для обества, человек, как объект манипуляции, обесценивается.
Если сравнивать манипулятивные приемы, которые применяются на всех каналах СМИ, выделяется ряд наиболее популярных. К ним относятся: фабрикация и умалчивание фактов, ссылки на авторитеты, сенсационность, повторение, использование стереотипов и особенностей восприятия, использование контрастности, особенностей речевой динамики, монтаж, изъятие цитат из контекста. На телевидении наиболее популярными являются фабрикация фактов, использование речевой динамики, расположение новости в блоке новостей, использование авторитетных групп и приема упрощения при составлении программы, показ советских фильмов, ток- и реалити-шоу, использование манипулятивной семантики, прием «непривлекательного ракурса», «спираль умолчания».
Государственные СМИ являются важнейшим компонентом государственной информационной политики. Среди целей их создания выделяют удешевление и придание процессу продвижения информации, в которой заинтересована власть, большей эффективности. Информационно-аналитические передачи также являются важнейшим компонентом государственной информационной политики. Для воздействия на аудиторию в них чаще всего применяется манипулятивная семантика, а также манипулятивные приемы по созданию образов.
Содержание
Введение2-4
ГЛАВА 1. Общественное мнение как социальное явление...5-8
1.1Сущность и содержание общественного мнения...8-9
1.2Функции общественного мнения9-11
1.3Законы общественного мнения11-13
ГЛАВА 2. Манипулятивные технологии современных СМИ......14
2.1 Манипуляция как способ влияния на общественное мнение....14-25
2.2 Манипулятивные приёмы в СМИ.............................................................25-33
2.3 Особенности манипулятивных приёмов на примере печатных изданий, радио, интернета и телевидения.33-48
ГЛАВА 3. Изучение общественного мнения.49
3.1 Методы изучения общественного мнения
Социологические исследования...49-54
3.2 Мониторинг и контент-анализ публикаций СМИ..55-58
Заключение.59-60
Список литературы...61-62
Литература
1.Цаллер Д. Происхождение и природа общественного мнения М., 2004
2.Китчен Ф. Паблик рилейшнз. Принцыпы и практика М., 2004
3.Кентрил Х. 15 законов общественного мнения. Работа Исследование общественного мнения
4. Попов Е. Формирование общественного мнения // Маркетинг. 1997. №5.
5. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.
6.Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.
7.Карпов А. Манипулятивные технологии PR // Журналист. 2004. №2.
8.Политика иллюзии: СМИ и манипулирование общественным мнением. http://intellectuals.ru/cgibin/proekt/botchkarev/botchkarev.cgi?action=articul&statya=viewstat&id=id5.
9.Карнеги Д. Как научиться владеть собой и влиять на людей, выступая публично. М., 2005.
10. Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник. СПб., 2001г.
11. Шостак М.И. Репортер: Профессионализм и этика. М., 2001.
12. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2005. №1, 2.
13. Радиовещание в системе современных каналов коммуникации. - http://media.utmn.ru/library_view_book.php?chapter_num=10&bid=440.
14. Гарматин А.А. Интернет-вещание в системе СМИ: особенности и принципы функционирования. - http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=321&level1=main&level2=articles.
15. Зяблов В. Интернет новое СМИ // Советник. 1998. №1.
16. Методы манипулятивного воздействия телевидения на общественное сознание. -http://www.library.ru/help/guest.php?RubricID=10&PageNum=63&hv=7&lv=2
17. Левченко А.Е. Формы и методы воздействия СМИ на общественное сознание // Пресс-Служба. 2005. Сентябрь.
18. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М., 2000
19. Ньюсом Д. и др. Теория и практика Паблик Рилейшнз. Издание 7. М., 2001
20. http://www.admarket.ru.
21. http://www.1tv.ru.
22. http://www.brandmedia.ru.
23.http:// www.comcon-2.ru.