Курсовая на тему Теоретические основы социализации учащихся в учреждении дополнительного образования.

Автор: Елена

Тип работы: Курсовая

Предмет: Педагогика

Страниц: 41

Год сдачи: 2012

ВУЗ, город: МГУ

Выдержка

ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 1.1. Западные концепции активности – пассивности индивида в процессе социализации личности в учебном учреждении Зарубежные учеными выделено два основных подхода: пассивность индивида в процессе социализации, которая формирует индивида в соответствии к своей культуре (Э. Дюркгейм и Т. Парсон); активность индивидов в процессе социализации и адаптации к окружению путем внутренних перемен и исправления, перемены своих жизненных обстоятельств (Ч.Х. Кули, Дж. Мид). Отечественной наукой выработана кардинально отличающаяся позиция социализации личности, которая заключается в том, что в процессе социализации ребёнок выступает как объектом, воспринимающим пассивно общественный опыт, так и в первую очередь, субъектом своей собственной социализации, который действует избирательно и усваивает практику межличностных отношений. ХХ век - время поиска теоретического постижения связи между индивидом и обществом западноевропейскими, американскими философами и психологами. Они производились с точка зрения субъективного идеализма, и объективного идеализма, при котором общество выступало как социальный организм, который выступает в форме общественных представлений, что обладают императивной силой отношений к индивиду. Классификацию концепций социализации, которые существуют в западной науке, стоит проводить представления цели и сущности социализации, сторонниками определенного направления, модус поведения личности, который она должна образовывать. Приведем подробную характеристику ключевых западных концепций теории социализации личности: Адаптивная (теория Дж. Дьюи, В. Кукартц) – основная мысль «Человек делающий». Характеризуется приспособлением личности к имеющемуся образу жизни. Обеспечить ребенку наличие возможности накопить собственный опыт разрешения жизненных неурядиц, проблем. Ролевая (теория Э. Дюркгейм, Дж. Мид) – основная мысль «Человек играющий». Интеграция личности в обществе путем освоения системы социальных ролей. Создать планы и правила социального поведения детей. Критическая (теория К. Роджерс, А. Маслоу) – основная мысль «Человек самоопределяющийся». Самоутверждение и самореализация личности в социуме. Инициировать детей к социальному поведению, котрое бы мотивировалось ценностями собственного «Я» Когнитивная (теория Ж. Пиаже, Л. Колберг) – основная мысль «Человек познающий». Заключается во внесении в сознание индивида «когниции», которые помогают устанавить баланс с социумом. Создание «проекции» социального равновесия, терпимости, стабильности и заботы в среде ребенка. Социального научения (теория А. Бандура,У. Бронфен-бреннер). Основная мысль «Человек наблюдающий». Заключается в овладении социальным поведением, представляюим собой «обмен деятельностью» между людьми. Использование примеров для подражания, применяя систему и наказаний, и поощрений, что даст позможность создавать поведение по социально значимой модели. Психоаналитическая (теория 3. Фрейд, Э. Эриксон) – основная мысль «Человек желающий». Социализация — научить индивида принимать автономные, самостоятельные и произвольные решения. Формировать социальные чувства детей, научить осознавать ошибки и достижения в своем поведении. Психодинамическая (теория К. Левин, Ф. Хайдер) – основная мысль «Человек объясняющий». Обучить человека жить, применяя атрибуции будничных событий, поступков людей. Учить детей с помощью игр и общения опрелделять погрешности причинно-следственных соотношений социального поведения окружающих людей, научить относиться к окружающим так, как хотели бы, чтобы относились к ним. Изучение социализации как предметной основы социальной психологии обеспечило не только развитие проблематики самой социально-психолюгической науки, но и определило появление ряда экспериментальных педагогических систем. На практике эти педагогические системы неизбежно создавались как альтернативные традиционной школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 7 1.1. Западные концепции активности – пассивности индивида в процессе социализации личности в учебном учреждении 7 1.2. Концептуальные основы отечественной теории социализации личности в учреждении дополнительного образования 9 ГЛАВА 2 СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 14 2.1. Учреждение дополнительного образования как институт социализации личности 14 2.2. Педагогические условия эффективности процесса социализации личности в учреждении дополнительного образования детей 23 ГЛАВА 3 ПРАКТИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ВОСТОЧНЫЙ) 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Литература

1. Абельс Хайнц. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Пер. с нем. СПб., 2000. 2. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Пер. с нем. М.. 2002. 3. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XIX столетия: Теоретические подходы. М., 2002. 4. Гальперин П. Я., Ждан А. Н. История психологии. XX век: Хрестоматия. М., 2002. 5. Джеймс У. Беседы с; учителем о психологии. М., 1998. 6. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. 7. Левин К. Теория поля в социальных науках / Пер.с нем. СПб., 2000 8. Лефрансуа Ги. Прикладная педагогическая психология / Пер. с англ СПб., 2003. 9. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб., 2003. 10. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии / Под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. М., 2001. 11. Пирс Ч. Начала прагматизма / Пер. с англ. СПб. 2000. 12. Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии / Пер. с англ. СПб., 2002. 13. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –– СПб.: Речь, 2004. – 272 с. 14. Блонский П. П. Педология / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2000. 15. Богуславский М. В. XX век российского образования. М., 2002. 16. Гессен С. И. Педагогические сочинения. Саранск, 2001. 17. Залкинд А. Б. Педология: Утопия и реальность. М., 2001. 18. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития. М., 2000. 19. Очерки истории российского образования: В 3 томах / Под ред. В. М. Филиппова. М., 2002. 20. Урунтаева Г. А. Психология изучения дошкольника воспитателем (история проблемы). М., 2002. 21. Хрестоматия по истории социальной педагогики и воспитания. Часть 2. Отечественная история / Сост. А. А. Фролов. Н. Новгород, 2003. 22. Цирульников А. М. История образования в портретах и документах. М.,2001. 23. Ямбург Е. А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. М., 2000. 24. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику: Учеб. пособ. Ч. 1. /А.В.Мудрик. - Пенза: ИПК и ПРО, 1994. - 171 с. 25. Фридман, Л.М. Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя /Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагина. - М.: Просвещение, 1991. - 288с.: ил. - (Психол. наука - школе). 26. Даниленко, В.И. Современный политологический словарь /В.И. Даниленко. - М.: NOTABENE, 2000. – 1024 с. 27. Дюркгейм, Э. Социология /Э.Дюркгейм. – М.: Канон, 1996. – 349 с. 28. Шешукова, Г.В. Роль и место системы образования в политической социализации населения современной России [Электронный ресурс]:статья в энциклопедии Portalus 10 февраля 2005.-Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/philosophy/rus_show_archives.php?subaction=showfull&id=1108062810&archive=0215&start_from=&ucat=1&.-Дата доступа:10.06.2011. 29. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. // http://zakon.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12882. 30. Концепция развития дополнительного образования детей Ленинградской области. // http://www.lenobl.ru/social/education/sistem/uroven_1/uroven_1_1 31. Вольфман М.В. УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В НЕМ. // http://www.psyh.kiev.ua/ 32. Каргопольцева Н.А. Социализация и воспитание личности в Монтессори-образовании. Дисс. д-ра. пед...



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
Американский конституционализм а его современных проявленияхРеферат201211МГУ
Аренда по гражданскому законодательству РоссииКурсовая201234ОЮИ
Защита чести, достоинства и деловой репутации по гражданскому законодательствуКурсовая201231ОЮИ
Разработка стратегии управления человеческими ресурсами образовательного учрежденияРеферат201160Москва
Мультисенсорный брендинг, воздействие брендов на органы чувств человекаДипломная201166Москва
Функции менеджмента. Курсовая работаКурсовая201125Москва
Экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия на примере КФХ НиваДипломная201271ТГАЭУ
Налог на имущество предприятий и организаций, порядок исчисления налоговой базы, расчета налога и уплаты в бюджетДипломная201258ТГАЭУ
Влияние телевизионной рекламы на подростковРеферат201114Москва
Эмоциональные переживания поздней зрелостиКурсовая201157Москва
Яндекс.Метрика