Введение Общение изучается философией, социологией, общей и социальной психологией, педагогикой и другими науками. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Общение, или коммуникация, - широкое и емкое понятие, которое применяется для обозначения осознанной и неосознанной вербальной связи, передачи и приема информации. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: • речевой - вербальный от лат. verbalis - устный, словесный; • неречевой - невербальный. Анализ научной литературы по проблеме речевого развития привел нас к выводу о том, что речь следует рассматривать как компонент активного, целенаправленного коммуникативного поведения, продукт и элемент коммуникации, поскольку посредством речи человек способен вступать в многочисленные контакты, в процессе которых он пополняет и расширяет свой кругозор и устанавливает взаимосвязи с окружающим его природным, предметным и социальным миром. В процессе речевых коммуникаций происходит самопознание человеком собственного \"Я\" и появляется реальная возможность самовыражения и самореализации. По мнению социолога К.Чери, наиболее значительной из созданных человеком коммуникационных систем является человеческая речь, играющая важную роль в разных сферах социальной жизни. Выдающийся отечественный психолог С.Л.Рубинштейн в своей книге \" Основы общей психологии\" указывает на то, что \" у речи одна основная функция, ее назначение - служить средством общения. \" Им подчеркивается, что процесс духовного, сознательного общения между людьми осуществляется через посредство речи. Речевое общение носит неизменно диалогический характер. Речь, слово представляют собой специфическое единство смыслового и чувственного содержания, что позволяет субъекту общения наиболее полно воспринимать и быть воспринятым. Являясь формой общения, опосредованной языком, речь выступает универсальной коммуникационной системой, так как она является наиболее выразительным и емким средством коммуникации. В отечественной психологической науке речь рассматривается как специфический вид деятельности, который может быть как самодостаточным, так и выступать в форме речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Исходя из вышесказанного, цель данной работы – рассмотрение речи как средства общения. Задачи: - рассмотреть теоретические основы изучения речи с психологической точки зрения, - определить функции речи, - дать характеристику речи как одному из средств общения.
Содержание
Оглавление
Введение 2 1 Исследования речи в психолого-педагогической науке 4 2 Функции речи 7 3 Становление речи как средства общения 10 Заключение 16 Литература 17
Литература
Литература 1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с. 2. Выготский Л.С.. Мышление и речь: Избранные психологические исследования. М.: 1956. - с. 50. 3. Выготский Л.С. Собр. соч. - Т. 3. – 422 с. 4. Годфруа Ж.. Что такое психология : В 2-х т. Т. 1 : Перевод с франц. - М. : Мир, 1992. - с. 370. 5. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. – М.: Знание, 1980. 6. Ерастов Н.П. Психология общения. – Ярославль, 1979. 7. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958. – 370 с. 8. Знаков В.В. Понимание и познание в общении. – Самара, 1998. 9. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. – 214 с. 10. Лисина М. И. Этапы генезиса речи как средства общения//Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. - М., 1985. 11. Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии: В 2- х т. Т. 1.- М. : Педагогика, 1989. - с. 488.