Дипломная на тему Архитектура Ленинградского конструктивизма: ее история, мастера и художественный язык

Автор: Юлия

Тип работы: Дипломная

Предмет: Искусство и культура

Страниц: 75

Год сдачи: 2009

ВУЗ, город: не указан

Выдержка

ВВЕДЕНИЕ

Вторая половина XX века прошла под флагом критики функционализма и конструктивизма и поиска новых приемов формирования предметно-пространственной среды. Поиски эти велись и ведутся в настоящее время архитекторами, художниками, дизайнерами и другими специалистами многих стран, в частности России, на базе различных творческих концепций.
Среди теоретических проблем стилеобразования в последнее время привлекают внимание три: 1) место инженерно-технической сферы творчества в формировании стиля XX века; 2) проблема стилевого единства и эклектики; 3) место и роль отдельных видов предметно-художественного творчества в современных стилеобразующих процессах.
С одной стороны, многих пугает нарастающая экспансия технических форм в современную предметно-пространственную среду. С другой стороны, наоборот, некоторых смущает усиливающееся влияние в общих процессах стилеобразования художественных форм, незаземленных в утилитарно-конструктивной структуре зданий и изделий. Обратимся к истории.
Во второй половине XIX века в связи с выделением сферы инженерного творчества и вытеснением промышленностью ремесла многие области инженерно-технического строительства и производства продукции массового потребления оказались без влияния профессиональных художников. В то же время инженерные сооружения и изделия машинного производства, в которых отражались характерные для инженерно-технической сферы творчества специфические формообразующие процессы, играли все большую роль в общем облике предметно-пространственной среды. Причем в инженерных сооружениях и в промышленных изделиях массового потребления уже с середины XIX века, наряду с инженерно-техническими стилеобразующими тенденциями, значительную роль играли декоративистские тенденции, которые, при отсутствии художников-профессионалов, как правило, по художественному уровню были ниже архитектурных сооружений и ремесленных изделий.
В результате между самостоятельно развивавшимися на протяжении ряда десятилетий стилеобразующими тенденциями в художственной и инженерно-технической сферах образовался разрыв. Возник реальный социальный заказ на принципиально нового художника-профессионала, который мог бы квалифицированно работать на этом стыке между художественной и инженерно-технической сферами творчества, восстановить связь между ними. Так, в первой трети XX века и сформировалась новая архитектура и дизайн.
В инженерно-технической сфере протекали тогда сложные процессы поиска новых взаимосвязей конструкции, функции и внешней формы, которые впоследствии предопределили и некоторые особенности формообразования предметно-пространственной среды в целом. Новая архитектура и дизайн 1920-х годов пронизаны пафосом изобретательства, причем важно отметить, что диапазон изобретений не ограничивался инженерно-технической сферой, а постепенно захватывал и собственно архитектурные и дизайнерские проблемы решение функционально-социальных задач.
На этапе становления новой архитектуры и дизайна новаторские течения, тесно связанные с научно-техническим прогрессом и лишенные консервативных стилистических традиций, оказались наиболее благоприятной сферой проявления новых формообразующих тенденций. Они стали неким экспериментальным полем, где интенсивно взаимодействовали стилеобразующие потенции инженерно-технической сферы и экспериментальные поиски изобразительного искусства. Особенно наглядно это проявлялось в конструктивизме.
Через новаторские течения архитектуры и рождавшийся тогда дизайн как своеобразный канал в предметно-пространственную среду вошел фактор рационализации, определивший многое в новом отношении к качеству среды обитания,
Новая архитектура и дизайн стали в XX веке определяющими стилеобразующими центрами потому, что это область тесного интенсивного формообразующего взаимодействия художественной и инженерно-технической сфер.
Опыт развития нового стиля в XX веке свидетельствует, что создан фундамент новой стилевой системы. Именно эти аспекты и определяют актуальность данной темы.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
РУССКИЙ И СОВЕТСКИЙ АВАНГАРД: БИБЛИОГРАФИЯ 6
ГЛАВА 1. ИСТОКИ КОНСТРУКТИВИЗМА В СОВЕТСКОЙ ЭПОХЕ 15
1.1 Протоконструкционные тенденции в архитектуре в эпоху модерна 15
1.2 Связь конструктивизма с художественным авангардом 19
1.3 Социальные условия (новые типы здания, задачи, массовое жильё) 27
ГЛАВА 2. ЛЕНИНГРАДСКАЯ ШКОЛА КОНСТРУКТИВИЗМА: ВЕДУЩИЕ МАСТЕРА. ОСНОВНЫЕ СТИЛЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ 30
2.1 Общая характеристика стилевых направлений 30
2.2 Ведущие мастера конструктивизма 36
ГЛАВА 3. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕК ЛЕНИНГРАДСКОГО КОНСТРУКТИВИЗМА 42
3.1 Формально-стилистические обстоятельства 42
3.2 Композиция построек ленинградского конструктивизма 45
3.3 Своеобразность формального языка 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

Литература

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абсалямова И.А. Советская культура в контексте русской культуры // Материалы конференции «Ценности советской культуры в контексте глобальных тенденций XXI века». СПб, 2003 г. С. 43 49.
2. Александров Ю., Жуков К. Силуэты Москвы. М., 1978.
3. Алексей Цветков, Художественный авангард и социалистическая программа // http://www.left.ru/2001/27/tsvetkov40.html
4. Антонов Р. А.М. Родченко (к 75-летию со дня рождения)// Техническая эстетика, 1967, № 2.
5. Арватов Б. Две группировки // Зрелища, 1922, № 8, с. 3. Печать
6. Арватов Б. К. Малевич. Бог не скинут. Витебск, 1922, с. 40.
7. Арватов Б. Об агит- и прозоискусстве. М., 1930, с. 132.
8. Архитектура советского театра. Под ред. Ю. П. Гнедовского (гл. ред.), В. В. Лазарева, Н. Я. Матвеевой. М., 1986.
9. Афанасьев К. Борьба течений во ВХУТЕМАСе //ВХУТЕМАС МАРХИ, 1920 -1980. Традиции и новаторство. М., 1986.
10. Бабичев А. О конструкции и композиции// Декоративное искусство СССР, 1967, № 3.
11. Бажанов Л., Турчин В. Концептуальные идеи неоавангарда. М., Творчество, 1978.
12. Баранов Н.В. Современное градостроительство. М., 1962.
13. Бартенев И.А. Современная архитектура Ленинграда. Лениздат, 1966.
14. Башляр Г. Новый научный дух // Новый рационализм, М., Прогресс, 1987. С. 37 52.
15. Белая Г. Авангард как богоборчество // Вопросы литературы. 1992. Вып. III. С. 112 129.
16. Белая Г. Два лика русского авангарда 20-х годов //Эстетическое самосознание русской культуры: 20-е годы ХХ века. Изд. РГГУ, М., 2003. С. 16 22.
17. Бердяев Н.А. Кризис искусства [Статья] //Эстетическое самосознание русской культуры: 20-е годы ХХ века. Изд. РГГУ, М., 2003. С. 48 58.
18. Бычков В., Бычкова Л. Художественно-эстетическая феноменология авангарда и модернизма // КорневиЩЕ 2000: Кн. неклассической эстетики: [Сб.]. М.: ИФ, 2000. С. 33 41.
19. Бычков В.В. Авангард / Новая Философская Энциклопедия. Т. 1. М.: Мысль, 2000. С. 27 34.
20. Бычков В.В. Икона и русский авангард нач. ХХ века // Книга неклассической эстетики. М., ИФ РАН, 1998. С. 58 75.
21. Всеобщая история архитектуры в 12-ти тт. Т. 10. М., 1973.
22. Всеобщая история архитектуры в 12-ти тт. Т. 12. М., 1973.
23. Ган А. Конструктивизм, - Тверь, 1922.
24. Глебкин В.В. Ритуал в советской культуре М.: РИК Русанова, 1998.
25. Дмитриева Н.А. Некоторые мифы о Пикассо/ Западное искусство. XX век. - М.: Наука,1977. - С.292 305.
26. Иванов Вяч. О границах искусства // Вяч. Иванов. Родное и вселенское. М., 1994. С. 200 203.
27. История русского и советского искусства М.: Высшая школа, 1989.
28. Кандинский В. О духовном в искусстве. Нью-Йорк, 1967.
29. Кантор А. М. Изобразительное искусство XX в. М., 1978.
30. Коротченко Е.П. Авангардизм / Постмодернизм. Энциклопедия. М.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001. С. 11- 13.
31. Крусанов А. Русский авангард 1907 1932 (Исторический обзор). В 3-х т. СПб: Азбука, 1996.
32. Кун.Т. Структура научных революций. М.: Издательство АСТ, 2002.
33. Курбатов В.В. Советская архитектура. М., 1988.
34. Майдурова М.Д. Актуальность использования идейного и образного потенциалов «бумажной» архитектуры первой трети ХХ века // Архитектон № 10, 2005. С. 34 37.
35. Микеле де Д., Эко У. История красоты / Пер. А.А. Сабашникова М.: Слово, 2005 г.
36. Модернизм. Анализ и критика. М., 1987.
37. Очерятинский А. Янечек Дж. Антология авангардной эпохи. Россия. Первая треть ХХ столетия (поэзия). Нью-Йорк, СПб, 1995.
38. Полевой В. М. Двадцатый век. М., 1989.
39. Родченко А.М. Линия. (Манифест) // Хан-Магомедов С.О. Конструктивизм концепция формообразования. Стройиздат, М., 2003. С. 318 322.
40. Русский авангард / Русская философия: словарь/Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. М.: Республика, 1995. С. 438 441.
41. Салтыков А. "Халтур-тек": конец футуризма или начало будуего?// Project international. 2001. №7. С. 27 31.
42. Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. М., 1989.
43. Сидорина Е. В. Сквозь весь двадцатый век. Художественно-проектные концепции русского авангарда. М., 1994.
44. Символизм в авангарде: сборник / отв. ред. Г.Ф. Коваленко; Рос. акад. наук, гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации, Комис. по изучению искусства авангарда 1910 1920 гг. М.: Наука, 2003.
45. Тиц А.А. Советская архитектура. Сб. СА СССР. М., 1969.
46. Ткачев В.Н. История архитектуры. М., 1987.
47. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл. Соловьева т. II. М.: МФФ-Медиум, 1994.
48. Турчин В. Венский путь в XX век // Творчество. 1991. № 3. С. 33 41.
49. Турчин В. Гипперреализм // Искусство. 1974. № 12. С 42 49.
50. Турчин В. С. Из истории западно европейской художественной критики XVIII XIX веков. М.: Изд-во Мгу, 1986.
51. Турчин В. С. Новая вещественность искусство потерянного поколения // Советское искусствознание, № 26, 1990.
52. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993.
53. Тырышкина Е. В. Декаданс авангард постмодернизм: трансформация эстетического дискурса // avantgarde.narod.ru/beitraege/ov/et_transformation.htm 22 КБ
54. Тырышкина Е. В. Русский авангард начала 20-го века: аспекты прагматики // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики. Материалы международной научной конференции 18-21 сентября 2004 г. г. Гродно. В 2-х ч. Ч. 1. / Отв. ред. Т.Е. Автухович, А.С. Смирнов. Гродно: ГрГУ, 2005. С. 60-66.
55. Тюпа В.И. Постсимволизм. Теоретические очерки русской поэзии XX-го века. Самара, 1998.
56. Уваров М.С. Русский коммунизм как постмодернизм // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сборник философских статей: Вып. 1. СПб., 2001. С. 274 300.
57. Филоненко Д.Ю. Фундаментальный образ в русском авангарде 1920-х годов // Архитектон. № 16, 2006. С. 27 29.
58. Хазанова В. Э. Советская архитектура. М., 1980.
59. Хан-Магомедов С. Архитектура советского авангарда. В 2 т. М.: Стройиздат, 1996.
60. Хан-Магомедов С.О. Конструктивизм концепция формообразования. М.: Стройиздат, 2003
61. Хмельницкий Д. Архитектура без социологии (С.Хан-Магомедов. Архитектура советского авангарда. Кн.2). Русская мысль, Париж. № 4407, 02.05.2002
62. Шапир М. Что такое авангард? // Русская альтернативная поэтика. М., 1990. С. 3 9.
63. Шеврон Д. Запасной игрок. /Дорис Шеврон // Architectural Digest. - 2004. №5. С. 18 20.
64. Якимович А.К. Парадигмы ХХ века // Русский авангард 1910 1920-х годов в европейском контексте. М., 2000. С. 3 24



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
Два шара одинакового радиуса R = 5 см закреплены на концах невесомого стержня. Расстояние между шарами r = 0,5 м. Масса каждого шара m = 1 кг. Найти: а) моКонтрольная20102УрГПУ (Екатеринбург)
К ободу однородного диска радиусом R = 0,2 м приложена касательная сила F = 98,1 Н. При вращении на диск действует момент сил трения Mтр =98,1Нм. Найти масКонтрольная20101УрГПУ (Екатеринбург)
Однородный стержень длиной l = 1 м и массой m = 0,5 кг вращается в вертикальной плоскости вокруг горизонтальной оси, проходящей через середину стержня. С кКонтрольная20101УрГПУ (Екатеринбург)
Однородный диск радиусом R = 0,2 м и массой m = 0,5 кг вращается вокруг оси, проходящей через его центр перпендикулярно к его плоскости. Зависимость угловоКонтрольная20101УрГПУ (Екатеринбург)
Маховик, момент инерции которого J = 63,6 кг*м2 вращается с угловой скоростью ω = 31,4 рад/с. Найти момент сил торможения M, под действием которого маКонтрольная20101УрГПУ (Екатеринбург)
К ободу колеса радиусом 0,5м и массой m = 50 кг приложена касательная сила F = 98,1 Н. Найти угловое ускорение ε колеса. Через какое время t после начКонтрольная20101УрГПУ (Екатеринбург)
Маховик радиусом R = 0,2 м и массой m = 10 кг соединен с мотором при помощи приводного ремня. Сила натяжения ремня, идущего без скольжения, T = 14,7Н. КакуКонтрольная20101УрГПУ (Екатеринбург)
Маховое колесо, момент инерции которого J = 245 кг*м2, вращается с частотой n = 20 об/с. Через время t = 1 мин после того, как на колесо перестал действоваКонтрольная20101УрГПУ (Екатеринбург)
Две гири с массами m1 = 2кг и m2 = 1кг соединены нитью, перекинутой через блок массой m = 1 кг. Найти ускорение a, с которым движутся гири, и силы натяжениКонтрольная20101УрГПУ (Екатеринбург)
На барабан массой m0 = 9кг намотан шнур, к концу которого привязан груз массой m = 2 кг. Найти ускорение a груза. Барабан считать однородным цилиндром. ТреКонтрольная20101УрГПУ (Екатеринбург)
Яндекс.Метрика