Дипломная на тему ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Дипломная работа

Автор: Сергей

Тип работы: Дипломная

Предмет: Физкультура и спорт

Страниц: 61

Год сдачи: 2012

ВУЗ, город: дальневосточный государственный гуманитарный университет

Выдержка

Актуальность. На современном этапе развития человечества, педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности» как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт ребенка, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье. Высоким остается уровень детского дорожно-транспортного травматизма на протяжении многих десятилетий. Школа является тем социальным институтом, через которое проходит все население страны, поэтому важно в образовательном учреждении, используя его возможности, разрешить противоречия, сложившееся в последнее время между: – возрастающим уровнем дорожно-транспортного травматизма и отношением участников дорожного движения к изучению и соблюдению Правил дорожного движения; – необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и недостаточной базой учебно-методических пособий для изучения Правил дорожного движения в школе; – знаниями, умениями и навыками, приобретаемыми обучающимися в школе и привычками взрослых (старших, родителей, сверстников), которые передаются детям. Обучение детей Правилам дорожного движения занимает особое место в Основах безопасности жизнедеятельности. Данная проблема отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного движения. В мировом сообществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к детскому дорожно-транспортному травматизму [15, 36, 37 и др.]. Актуальность проблемы сохранения здоровья и жизни детей обусловлена тенденциями развития российского образования. Анализ педагогических исследований [8, 31, 38, 49] позволил определить различные факторы, влияющие на состояние здоровья и жизнь детей: благосостояние общества, существующая система содержания и организации образования, педагогические условия, ориентированные на укрепление и сохранение жизни ребенка, низкий уровень культуры общества, культуры здорового образа жизни и культуры безопасности. Проблемой безопасности, профилактикой дорожно-транспортного травматизма, созданием системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами, необходимых при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитанием осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитии здоровье сберегающих навыков, творческой активности ребенка, использовании разнообразных форм, методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе занимаются отечественные педагоги, ученые: Л.А. Вдовиченко (2008), Н.А. Извекова (2008), В.И. Ковалько (2006), Е.А. Козырева (2008), Т.Г. Щелкунова (2001) и др. [8, 18, 22, 24, 52]. Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в образовании. Принята Федеральная Целевая Программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» [47], в которой выделяются первоочередные направления деятельности: проведение исследований и разработка системного проекта, комплекса программ, учебно-методических материалов, требований к содержанию деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, включая апробацию и научно-методическое сопровождение внедрения; проведение научных исследований и разработка государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам по вопросам обучения навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах; проведение системных исследований, направленных на выявление закономерностей возникновения дорожно-транспортных происшествий. Цель исследования: разработка и апробация педагогических условий формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей младшего школьного возраста. Объект исследования: воспитание у детей основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения на базе образовательного учреждения. Предмет исследования: процесс формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения в воспитательно-образовательной деятельности у детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования состоит в предположении, что обеспечение успешного формирования культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если оно будет осуществляться через развитие познавательных процессов (ощущений, восприятий, представлений, мышления, памяти), через всестороннее воспитание и развитие (физическое, интеллектуальное, нравственно-этическое и обогащение эмоциональной сферы, направленной на соблюдение Правил дорожного движения).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6 1.1. Понимание культуры безопасности в современных исследованиях 6 1.2. Современное состояние проблемы формирования культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей младшего школьного возраста 15 ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22 2.1. Задачи исследования 22 2.2. Методы исследования 22 2.3. Организация исследования 24 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 25 3.1. Анализ состояния воспитательно-образовательной работы по формированию культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей младшего школьного возраста в современной практике школьных учреждений 25 3.2. Исследование проблемы формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей младшего школьного возраста 31 3.3. Динамика и результаты работы по формированию основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей младшего школьного возраста 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 52 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53 ПРИЛОЖЕНИЯ 58

Литература

1. Азбука города: для учащихся младших классов / В. А. Халилуллина // Досуг в школе. – 2009. – № 12. – С. 16–19. 2. Азбука дорожной безопасности: Учебное пособие для учащихся 1 класса. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. 3. Азбука пешехода: для дошкольников и детей начального возраста. – М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2007. 4. Азбука пешехода: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и педагогов начальной школы. – М., 2007. 5. Бабина, Р.П. Азбука дорожной безопасности. Учебное пособие для учащихся 1 класса / Р.П. Бабина. – Назрань: Издательство «АСТ-ЛТД», 1997. –24 с. 6. Бармин, А.В. Изучаем правила дорожного движения. 1-4 классы. Выпуск 2. Тематические занятия, классные часы и викторины / А.В. Бармин, Е.А. Гальцова. ¬ – М.: Учитель, 2011. ¬ – 266 с. 7. Безопасность на дорогах: методические материалы к урокам по Правилам Дорожного Движения в начальной школе / Под ред. И.Я. Шайдуллина, И.В. Маркеловой, Е.Н. Веприковой. – Казань: РИЦ «Школа», 2007 – 52 с. 8. Вдовиченко, Л.А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения / Л.А. Вдовиченко. ¬– М.: Издательство «Детство-Пресс», 2008. ¬– 96 с. 9. Волков, С.Ю. Про правила дорожного движения / С.Ю. Волков. ¬ – М.: Издательство «Омега», 2006. ¬– 62 с. 10. Володарская, В.Н. Рабочая тетрадь по Правилам дорожного движения / В.Н. Володарская, Е.А. Мальцева. ¬ – М.: Издательство «Сократ», 1997. 11. Воронова, Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. (ПДД во внеклассной работе) / Е.А. Воронова. ¬– Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2006. 12. Гальцова, Е.А. Изучение правил дорожного движения: сценарии театрализованных занятий / Е.А. Гальцова. ¬– М.: Учитель, 2007. –¬ 89 с. 13. Горбунова, Н. ОБЖ. 1 класс. Поурочные планы / Н. Горбунова. –¬ Волгоград: «Учитель-АСТ», 2003. ¬– 96 с. 14. Дитрук, В.П. Правила дорожного движения для школьников / В.П. Дитрук. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2006. 15. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2007. 16. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1-ого класса / Под общ. ред. В.Н.Кирьянова. – М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2007. 17. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности”. 18. Извекова, Н.А. Занятия по правилам дорожного движения / Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б Полякова, А.Н. Федотова. ¬ – М.: Издательство «Сфера», 2008. ¬ – 64 с. 19. Извекова, Н.А. Правила дорожного движения для 2-го класса / Н.А. Извекова. ¬ – М.: Просвещение, 1985. ¬– 52 с. 20. Извекова, Н.А. Правила дорожного движения для 3-го класса / Н.А. Извекова. ¬– М.: Просвещение, 1985. ¬ – 47 с. 21. Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / Авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова. – Волгоград: «Учитель», 2008 – 239 с. 22. Ковалько, В.И. Игровой модуль курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1- 4 классы / В.И. Ковалько. – М.: «ВАКО», 2006. – 192 с. 23. Козловская, Е.А. Азбука пешехода. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и начальной школы / Е.А. Козловская, С.А. Козловский. – М.: «Просвещение», 2007. 24. Козырева, Е.А. Азбука поведения на дороге. Программа обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах города / Е.А. Козырева. ¬ – М.: «Центр Пропаганды», 2008. – 80 с. 25. Кузнецова, С.Н. Добрая дорога детства (Сборник методических разработок) / С.Н. Кузнецова. ¬– Курган, 2001. 26. Лобашкина, В.А. Безопасность дорожного движения. Программы для системы дополнительного образования детей. 1-11 классы / В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, М.В. Маслов, Б.О. Хренников, П.В. Ижевский. ¬ – М.: «Просвещение», 2009. ¬ – 47 с. 27. Масальгин, М.А. Математико-статистические методы в спорте / М.А. Масальгин. – М.: «Физкультура и спорт», 2003. – 151 с. 28. Морозов, О. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения / О. Морозов, В. Фаляхова. – Казань, 1992. – 64 с. 29. Начинская, С.В. Спортивная метрология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.В. Начинская. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с. 30. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: «Азбуковник», 1999. – 944 с. 31. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" // Российская газета. – 2006. 32. Правила дорожного движения для школьников / Серия «Здравствуй школа!». – Ростов на Дону: «Феникс», 2005. – 160 с. 33. Правила дорожного движения Российской Федерации. ¬ – М.: «Мир автокниг», 2011. ¬ – 64 с. 34. Правила дорожные знать каждому положено / Авт. сост. М. С. Коган. – 2-е изд., стер. – Новосибирск.: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 147 с. 35. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Михайлов, В.М. Губанов, З.А. Сибирякова, В.П. Соломин. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с. 36. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях / Методические материалы. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 37. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2007. 38. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении / авт. сост. Т.А. Кузьмина, В.В. Шумилова. – Волгоград: «Учитель», 2007. – 111с. 39. Романова, Е.А. Занятия по правилам дорожного движения / Е.А. Романова, А.Б. Малюшкина. ¬ – М.: Издательство «Сфера», 2011. ¬ – 64 с. 40. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт. сост. В.Е. Амелина. – М.: «Глобус», 2006. – 264 с. 41. Тесты для дошкольников и начальной школы. ¬– М.: «Центр Пропаганды», 2008. 42. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. – М: «Просвещение», 1998. 43. Увлекательное дорожное путешествие: Учебное пособие для учащихся 1-4 классов. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. 44. Уроки светофорика: Учебное пособие для учащихся 2 класса. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. 45. Усачев, А. Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей / А. Усачев. ¬ – М.: Издательство «Самовар», 2010. ¬– 64 с. 46. Учителю о правилах дорожного движения / Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по правилам дорожного движения. – М.: «Просвещение», 2002. 47. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» // Российская газета. ¬ – № 3910, 2005. 48. Федеральный закон 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001. 49. Формирование и функционирование системы обучения безопасному поведению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Методические рекомендации: для органов управления образованием и образовательных учреждений. – М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2007. 50. Фролов, М.П. Безопасность на улицах и дорогах: Учебное пособие для 5-6 классов / М.П. Фролов, В.Ф. Спиридонов. – М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997. – 80 с. 51. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие / Т.Г. Хромцова. – М.: «Центр педагогического образования», 2007. 52. Щелкунова, Т.Г. Универсальная подготовка подростков к безопасному участию в дорожно-транспортной среде (методические рекомендации) / Т.Г. Щелкунова. – Курган, 2001. 53. Якупов, А.М. Безопасность на улицах и дорогах (альбом для учащихся) / А.М. Якупов. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997 – 32 с.



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДипломная201361дальневосточный государственный гуманитарный университет
Сравнительный анализ производства строительных материаловДипломная201092ФГБОУ ВПО
Банковский кредит и его роль в развитии экономики, существующие проблемыКурсовая201360ТИСБИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Методические указания Учебник201148Москва
Вопросы к госэкзаменам по муниципальному правуШпаргалка2013282Академия МНЭПУ
Партийная система современной РоссииРеферат201317Академия гуманитарного образования
Эвалюция понятия справедливости в экономической науке последней трети ХХ века и ее значение в развитии современной мировой экономикиКурсовая201329ГАУГН
Особенности деятельности международных финансовых институтовКурсовая201237МЭО, Плехановский университет
Чем интересна профессия таможенникаРеферат201224Российская Таможенная академия
Формирование трендов модыКурсовая201247московский государственный текстильный университет им. а. н. косыгина
Яндекс.Метрика