Дипломная на тему Взаимосвязь личностных особенностей и статусного положения в группе сверстников

Автор: Юлия

Тип работы: Дипломная

Предмет: Психология

Страниц: 77

Год сдачи: 2009

ВУЗ, город: РГГУ

Выдержка

Введение

Ориентации, направленные на те, или иные ценности, охватывают собой выражение основных жизненных принципов человека, мировоззренческую и нравственную направленность его интересов, помыслов, побуждений. Ценно-сти напрямую взаимодействуют с основополагающими представлениями чело-века о смысле жизни и ее цели. Система ценностей выступает как главное зве-но, так как именно от ее зависит какие средства будут избраны им для дос-тижения общих и частных целей. Ценности образуют и систему отсчета для са-мооценки человеком своих действий, поступков, намерений, выбора способов самореализации личности.
Кардинальные изменения происходят в политической, экономической, духовной сферах социума, что в следствии влечет радикальные перемены в ценностных ориентациях и действиях людей. Особенно это проявляется в сту-денческой сфере, которая находится на сегодняшний день в очень сложном по-ложении: так как одни ценности потеряли в обществе свою значимость, а дру-гие прежнюю определенность, третьи же лишь зарождаются и т. д.
Проблемы взаимосвязи мотивационо-потребностной сферы, ценностей, ценностных ориентации и действий человека исследовались в работах такими авторами как: Л.И.Божович, Ф.Е. Василюка, А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, Х.Хекхаузена, Т.А.Хагурова, А.Р.Ратинова, В.В.Устиновой и др.
Ценностные ориентации активируют положение человека в группе. По-стоянная потребность личности в приобретении и поддержке статуса есть одна из самых значимых социальных потребностей личности. Таким образом, чем выше у студента место в иерархии межличностных отношений в неформальной компании, тем оно ниже в коллективе группы, разумеется, в случае различной степени развития этих групп.
Студенты озадаченные лишь целью повысить собственные статус в кол-ледже, но не имея на то достаточных социально приемлемых способов, зачас-тую реализует себя неадекватными средствами. Таким образом, они лишь вно-сят в общение с одногруппниками нормы и «ценности» компании. Таким нор-мы и «ценности» почти всегда свойственен характер асоциальной ассоциации, - которые, по их мнению, завоюют им признание среди соучеников.
Увеличение агрессивных факторов в студенческой среде отражает одну из актуальнейших социальных проблем современного общества. Агрессивные поступки играют роль порой средства достижения какой либо цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения. В связи с многообразием проявлений агрессии и большим количеством теорий агрессии в настоящее время нет единого универсального определения этого яв-ления. В частности, общим проблемам источников агрессии посвящены работы 3. Фрейда, А. Адлера, Г. Салливена, Дж. Долларда, Л. Берковица, Р.Бандуры, Р. Бэрона, А.А .Реана, Т.Г. Румянцевой, Л.М. Семенюк и др.
Именно в студенческой сфере можно наблюдать расстройства личности и определенные отклонения в поведении, что следовательно, есть отступление от общепринятых норм нравственности, а в итоге произойдет опустошение и раз-рушение духовного мира студента. Разработка данной проблемы имеет сущест-венное значение для организации направленного формирования ценностных ориентации, для обоснования воспитательных воздействий в период обучения, для более глубокого понимания процессов формирования личности в студенче-ской сфере.
Цель настоящей работы исследование взаимосвязи ценностных ориен-таций, агрессивности и статусного положения в группе сверстников
Объект исследования ценностные ориентации, агрессивность, статус-ное положение в группе сверстников.
Предмет исследования взаимосвязь ценностных ориентаций, статусно-го положения и уровня агрессивности студентов колледжа.
Общая гипотеза исследования состоит в предположении различной взаи-мосвязи ценностных ориентаций с агрессивностью и статусом в группе сверст-ников.
1 частная гипотеза: предполагаем, что низкий статус связан с высоким уровнем агрессивности и отсутствием коллективистских ценностей.
2 частная гипотеза: предполагаем, что высокий статус связан со средним уровнем агрессивности и наличием коллективистских ценностей.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- определить значение ценностных ориентации;

Содержание

Содержание:

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи ценностных
ориентаций, агрессивности и статусного положения в группе
сверстников 7
1..1 Роль ценностных ориентации в жизнедеятельности человека 7
1.1.1 Теоретический анализ ценностных ориентаций 7
1.1.2 Проблема формирования ценностных ориентаций 15
1.2. Взаимосвязь статусного и агрессивного положения личности в группе сверстников 22
1.2.1 Статусное положение 22
1.2.2 Агрессивное поведение 28
1.2.3 Причины агрессивного поведения в студенческой сфере 32
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи ценностных
ориентаций, агрессивности и статусного положения в группе
сверстников 36
2.1 Программа исследования 36
2.2 Методы исследования 00
2.3 Описание результатов исследования 00
2.4 Обработка и обсуждение результатов 00
Заключение 00
Список используемой литературы 00
Приложения 00

Литература

Список используемой литературы

1.Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирова-ния. М., 1979
2. Антология социальной психологии/ перевод с английского - М.: Пресс, 2001 698с.
3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001.
4. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. 512с.
5. Ватулин А.И. Философско-педагогический анализ формирования воспита-тельного идеала в российской педагогике XVIII - начала XX веков : : Автореф. дис. ... канд. пед.наук (2002).
6. Ельцова В.А. Развитие социальной активности учащихся как фактор ста-новления ценностно-ориентационной составляющей личностного самоопреде-ления: Дис. канд. психол. наук (2003);
7. Иванова Л.К. Гуманистические ценностные основы социально-педагогической деятельности. - Тамбов, ТГУ, 2003. - 80 с.;
8. Капустина З.М. Непрерывное социально-педагогическое образование как ценностно-целевая стратегия ориентации обновления системы воспитания // Материалы Международной научно-практической конференции: Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки. Ч.1. С.66-69.;
9. Коломинский Человек среди людей Москва молодая гвардия 1973).
10. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001. 208с.
11. Лавринец К.Ю. Стимулы формирования ценностных ориентаций подрост-ков детского дома: Дис. канд. пед. наук (2003);
12. Лазарев Н.А. Теоретико-методологические основы развития личности сту-дентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности: Дис. д-ра пед. наук (2001);
13. Липский И.А. Технологии реализации целей и ценностных ориентаций в социально-педагогической деятельности. Тамбов, ТГУ,2000. 32 с.;
14. ЛичкоАЕ Попов ЮВ Деликвентное поведение, алкоголизм и токсикомания у подростков Москва 1988)
15. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подрост-ковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 2005. № 3.
16. (Мясищев В.Н. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогиче-ских учебных заведений. М., Владос 1998
17. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебныхза-ведений. М., Владос 1998.
18. Никитина Л.Е. Этические нормы и профессиональные ценности социально-го педагога. // Этика социальной работы. Материалы методологического мате-риала семинара. М.: СТИ, 2000;
19. Никитина Л.Е. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. Моно-графия. Ярославль: Изд-во ДИА-пресс, 2001. С.82.
20. Огнев А.Н. Аксиологический аспект кризиса идентичности и задачи соци-альной педагогики // Социально-педагогическая деятельность: Проблемы и перспективы: материалы научно-практической конференции. - Самара, 2002. - С.71-78;
21. Петрикова Н.Н. Ценностные ориентации как компонент направленности личности социального педагога // Материалы 4-х научно-педагогических чте-ний факультета социальной педагогики МГСУ (28 марта 2001) / Под ред. Л.В. Мардахаева. - М., 2001. - С.38-42;
22.Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков. Учебное пособие. С.П., 2006
23. Ратанова Н.Г. Формирование нравственных ценностей у детей в социаль-но-педагогической деятельности общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук (1998);
24. Реан А.А. От рождения до смерти. 3-е издание. М., 2005
25. Реан А.А. Психология подростка. Учебник. М.,2004
26. Резник Ю.М. Человек и общество // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. 2. Вып. 3.
27. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.М., 1976
28.Семенюк ЛМ Психологические характеристики агрессивного поведения подростков и условия его коррекции Москва 1996 )
29. Сиволобова И.В. Формирование у подростка ценностной ориентации на че-ловека в детских общественных объединениях: Дис. канд. пед. наук (2002);
30. Степанов Н.А., Плахотина А.В. Ценностные ориентации и жизненные стра-тегии старшеклассников как предмет профессиональной деятельности социаль-ного педагога // Вопросы социологии и социальной педагогики: Методология, история, практика: Сб. научн. трудов. - Рязань, 2001. - С.103-120;
31. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.
32. Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
33. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемеро-во, 1999.
34. Хасанова Ч.Х Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в воспитательном пространстве городской микросреды: Дис. канд. пед. наук (2003).
35. Шафранский К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях лич-ности // Личность и деятельность. Л., 1982
25. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: extensions and cross-cultural replications // Journal of Personality and So-cial Psychology. 1990. Vol. 58. P. 878891.
26. http://socpedagogika.narod.ru



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
Региональная экономическая интеграция.Реферат200922МГПУ
Анализ и проектирование структуры и системы управления организацией.Дипломная200993МОИУ
Национальные особенности делового этикетаРеферат200920Москва
Учетная политика в части кассовых операций ЗАО «БРПИ»Отчет200937МАП
Коллоидная химия (МГТА, вариант 25)Контрольная200920МГТА
Коллоидная химия (МГТА, вариант 24)Контрольная200920МГТА
Коллоидная химия (МГТА, вариант 23)Контрольная200920МГТА
Коллоидная химия (МГТА, вариант 22)Контрольная200920МГТА
Особенности развития речи у детей,с нарушениями зрения,в процессе общения со сверстникамиКурсовая200950Москва
Россия в XVI - начале XVII вв.Реферат200926МГПУ
Яндекс.Метрика