Дипломная на тему Развитие мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Автор: Любовь

Тип работы: Дипломная

Предмет: Педагогика

Страниц: 59

Год сдачи: 2007

ВУЗ, город: Шуя

Выдержка

Введение.
Слишком много есть в каждом из нас
Неизвестных, играющих сил
А. А. Блок

Проблема мотивации в качестве важнейшего структурного элемента в системе деятельности и поведения одна из стержневых в психологии. Ее исследование имеет важное значение, как для теории психологии, так и для общественной практики.
Возрастает значение проблем развития личности, ибо решение стоящих перед обществом задач в значительной мере зависит от личности, ядром которой является ее мотивационная сфера.
Важность разработки проблемы мотивов для теории психологии связана с тем, что она относится к важнейшему разделу психологической науки психологии личности, являясь в ней одной из значимых проблем.
Мотивация, являясь стержнем психологии личности, обуславливает особенности и поведения и деятельности личности. Становится все более очевидной невозможность их расмотрения без анализа мотивации. Последняя оказывается своеобразным барометром общественных отношений, происходящих в них перемен. Являясь стержнем психологии личности, мотивация задает и направленность, и характер, способности личности, оказывая на них решающее влияние.
Становление и формирование личности тесно связано с формированием все более устойчивого поведения в положительно мотивированной, вначале лично значимой деятельности. В деятельности человек (ребенок) вступает в систему общественных отношений, начинает функционировать в контакте с другими людьми. Все это непосредственно формирует его личность, занявшую определенное место в системе отношений. В этом вопросе мы опираемся на позицию А. Н. Леонтьева, изложенную в его книге Деятельность. Сознание. Личность. Автор считает необходимым изучение личности, связывая с изучением деятельности.
В дошкольном возрасте, по словам А. Н. Леонтьева, завязываются первые узлы, первые связи и отношения, которые образуют новое высшее единство единство личности [А. Н. Леонтьев 1948]. Поэтому так важно изучить конкретный путь развития аномального ребенка, чтобы начать формировать его поведение и деятельность в тот период, когда в процессе этого формирования закладывается фундамент личности.
Подход к изучению игровой деятельности умственно отсталых дошкольников как деятельности целостной ставит проблему исследования роли личностных компонентов в этой деятельности. Одним из таких компонентов являются мотивы. Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость строить рассмотрение проблемы психического развития ребенка на базе изучения динамического единства его мотивационно-потребностной сферы, деятельности и поведения.
Проблема мотивов деятельности умственно отсталых дошкольников относится к числу мало разработанных. За последние годы в специальной психологии намечается тенденция по преодоления подхода изучения мотивов как таких образований, которые лишь сопутствуют определенной деятельности или стоят вне ее. С позиций современных воззрений мотивов они рассматриваются как одно из важнейших структурных образований самой деятельности. Такое понимание мотива весьма плодотворно для дальнейшей разработки, одной из важнейших проблем специальной психологии умственно отсталых детей: проблемы своеобразия игровой деятельности детей с нарушенным интеллектом, на это указывали Катаева А. А., Стребелева Е.А.. Ведь измененная мотивационная сфера таких детей обуславливает изменение строения и протекания всей их игровой деятельности. Мотивационный компонент игры рассматривается не как сосуществующий с процессом игровой деятельности он представляется сращенным с игровым процессом, причем мотивационному компоненту принадлежит своеобразная роль регулятора игровой деятельности.
Объектом исследования являются: мотивационная сфера дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет нашего исследования: особенности мотивации игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.
Цель исследования: изучение особенностей мотивации и игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.
Реализуются следующие задачи:
1) Теоретический анализ проблем мотивации.
2) Определение методов исследования.
3) Экспериментальное исследование мотивации игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.
4) Разработка рекомендаций.
В работе используются методы:
1) Эксперимент Волшебная комната.
2) Методика Выбор игры.
3) Наблюдение в ходе игровой деятельности.
Гипотеза: игровая мотивация у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью не сформирована в достаточной степени, чтобы побуждать ребенка к самостоятельной игровой деятельности.

Содержание

План

Введение
стр. 3
Глава I Теоретический анализ проблем мотивации деятельности

1.1. Природа мотивации стр. 5

1.3. Особенности мотивации игровой деятельности ребенка дошкольного возраста.
стр. 21

1.4 Особенности мотивации игры дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

стр. 25
Глава II. Анализ результатов экспериментальных исследований мотивации игровой деятельности.


2.1. Экспериментальное исследование мотивации игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.
стр. 30

2.2. Развитие мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
стр. 43


Заключение стр. 55
Список литературы стр. 56
Приложения стр. 60

Литература

Литература.

1. Аллахвердова О.В. Исследование мотивационных компонентов совместной деятельности: Автореферат. Л., 1981.
2. Анохин П.К. узловые вопросы теории функциональной системы. М., 1980.
3. Анцыферова Л.И. Принципы связи психики и деятельности и методология психологии. М., 1969.
4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.  М., 1976.
5. М. В., Асмолов А.Г. Личность как предмет психологических исследований. М., 1984.
6. Бирюкова М.В. Роль игры в воспитании детейимбецилов дошкольного возраста. Дефектология, 1971, №3.
7. Бодалёв А.А. Восприятие и понятие человеком. М., 1982.
8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.
9. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка //Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
10. Валуева М.Н. Психофизиологическое исследование одной сферы ребёнка //Вопросы психологии. 1970.
11. Венгер Л.А. Сюжетно ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978.
12. Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации //А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.
13. Выготская Г. Л., Соколова Н. Д. Об игровых действиях умственно отсталых детей дошкольного возраста. Дефектология, 1972, №5.
14. Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка Вопросы псхологии, 1966.
15. Выгодский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. Том 5. Основы дефектологии. М., 1983.
16. Гаврилушина О.И., Соколова Н.Д. Влияние направленного обучения игре на возникновение предметного рисунка у умственно отсталых детей дошкольного возраста.  В книге: Тезисы докладов IV Всесоюзных педагогических чтений. М., 1976.
17. Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий //Вопросы психологии. 1983.
18. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность.  М., 1976.
19. Запорожец А.В. Изменение моторики ребёнка  дошкольника в зависимости от условий и мотивов деятельности.  1984.
20. Запарожец А.В., Маркова Т.А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Сборник научных трудов. 1978.
21. Ивич И. Международный проект по традиционным детским играм //Перспективы: вопросы образования - 1987. №4.
22. Имедадзе И.В. Полимотивация и принципы соответствия мотива и деятельности // Проблема формирования социальных потребностей. Тбилиси, 1981.
23. Имедадзе И.В. Проблема полмотивации поведения //Вопросы психологии.  1984.
24. Катаева А.А., Давыдова С.И. Обучение умственно отсталых дошкольников в игровой форме с использованием показа и словесной инструкции.  Дефектология, 1976, №1.
25. Ковалёв В.И. К проблеме мотивов //Психологический журнал. 1981.
26. Ковалёв В.И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и её динамика в процессе профессиональной деятельной подготовки //Психологический журнал.  1982.
27. Кулюткин Е.Н. ,Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности.  Л. 1972.
28. Леонтьев А.Н. Потребности и мотивы деятельности //Психология.  М., 1962.
29. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.  М., 1972
30. Ломов Б.Ф. Проблема биологического и социального в психологии //Биологическое и социальное в развитии человека.  М., 1977.
31. Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений //Психологический журнал. 1981.
32. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.  М.: Наука, 1984.
33. Макова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.  М., 1983.
34. Маркс К. и Энгельс Ф. Из экономических рукописей.  1857-1882 гг.
35. Мильман В.Э. Динамическая структура Мотива, цели и плана // IX Вссоюзный симпозиум по кибернетике: Целеполагание и модели поведения. М., 1981.
36. Мильман В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворение трудом // Психологический журнал.  1985.
37. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду.  М., 1997.
38. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте.  2-е издание.  Екатеринбург, 1999.
39. Мясищев В.Н. Проблемы потребностей в системе психологии // Учебные записки ЛГУ.  1957.
40. Надирашвили Ш.А. О формировании и смене социальных установок личности // Вопросы психологии.  1978.
41. Надирашвили Ш.А. Установки и деятельность.  Тбилиси, 1987.
42. Натадзе Р.Г. Восприятие и установка // Познавательные процессы: ощущение, восприятие.  М., 1982.
43. Новикова Л.И. Ролевая игра как метод преодоления барьеров коммуникации. Автореферат  М.: 1985.
44. Норакидзе В.Г. Свойства личности и фиксированная установка // Вопросы психологии.  1983. №5.
45. Павлов И.П. Избранные труды. М., 1951.
46. Прангишвили А.С. Психологические очерки. Тбилиси, 1975.
47. Прангишвили А.С., Грсания Е.А. О некоторых интерпретациях «Эффекта Узнадзе» в современной когнитивной психологии // Психологический журнал.  1980.
48. Равич-Щербо И.В. Возможный экспериментальный подход к изучению биологическое и социальное в человеке // Биологическое и социальное развитие человека. М.: Наука , 1977.
49. Равич-Щербо И.В. Метод близнецов в психологии и психофункциологии человека. М., 1978.
50. Развитие общения дошкольников со сверстниками // Под редакцией А.Г. Рузской. М., 1989.
51. Рубинский С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
52. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.
53. Сергеев К.К. Общая психология как точная наука. Херсон.  1995.
54. Соколова Н.Д. Обучение сюжетно ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии.  С.-Пб., 1996.
55. Соколова Н.Д. Особенности игровых действий умственно отсталых детей.  Дефектология, 1997, №2.
56. Соколова Н.Д. Особенности руководства игрой умственно отсталых детей дошкольного возраста. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М., 1973.
57. Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993.
58. Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дошкольная олигофенопедагогика. М., 1988.
59. Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольников // Вопросы психологии.  1983. №4.
60. Судаков К.В. Биологические мотивации. М., 1971.
61. Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки // Экспериментальные основы установки.  Тбилиси, 1961.
62. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.
63. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия.  2-е издание, стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1998.
64. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.
65. Цикото Г.В. Роль игры в развитии наглядно  образного мышления умственно отсталых дошкольников,  Специальная школа, 1968.
66. Чхартшвили Ш.Н. Установка и мышление // Психологические исследования / Под ред. А.С. Праганшивили. Тбилиси, 1973.
67. Швырков В.Б. На пути к психофизиологической теории поведения // Психологический журнал.  1982.
68. Шорохова Е.В. Принципы детерминизма в психологии, М., 1969.
69. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
70. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического характера развития детей. М., 1984.
71. Schwartzman H.B. Transformations: The anthropology of childrens play. N.Y.; L., 1978.
72. Play and culture / Ed. E. Balke. Oslo, 1987.
73. Piaget J. Le jujement moral chez lenfant. Paris, 1932.



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
Из опыта работы ДОУ № 51 (г.Ковров) по экологическому воспитанию дошкольниковКурсовая200682Владимир
Статистический анализ экспериментальных данных и способы наглядного представления результатов». «Экспериментальное изучение особенностей памятиКонтрольная200553Шуя
Совершенствование системы управления персоналом(на примере ООО Торговый дом Чурин Столица.Отчет200935Москва
Программирование на языке высокого уровняКурсовая200935МИРЭА
Перестройка как направление внутренней политики СССР в 1985-1991_г.гРеферат200920Москва
Распространение христианства на Руси IX-XI веках.Реферат200918Москва
Раевский Николай НиколаевичРеферат200918МИРЭА
Взаимосвязь самооценки и самосознания подростка с особенностями восприятия социального окруженияКурсовая200949МГППУ
Стратегическое планирование. Бизнес-план как отражение стратегии организации.Курсовая200941РГТЭУ
Понятие коммерческих организаций и их организационно правовые формыКурсовая200936Москва
Яндекс.Метрика