Курсовая на тему «Психофизиология профессиональной деятельности»: Психофизиология внимания»

Автор: Елена

Тип работы: Курсовая

Предмет: Психология

Страниц: 27

Год сдачи: 2011

ВУЗ, город: СГУТиКД

Выдержка

Введение Все процессы познания - будь то восприятие или мышление или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимаем не восприятие само по себе, и мыслит на сама мысль; воспринимает и мыслит человек – воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученных до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Внимание своего содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно – сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание проявление этой связи сознания и предмета который в нем осознается. Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают. Внимание характеризует динамику любого психического процесса: это тот фактор, который обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности, как простой так и сложной. Проблема внимания — одна из сложный проблем в психологии. В истории изучения этой проблемы были разные периоды. Внимании рядом авторов трактуется как сенсорный феномен (зрительное, слуховое, тактильное внимание) т.е. как фактор, который способствует только избирательному протеканию приема и переработки различной информации. Другая трактовка внимания представлена в книге “общая психология” С.Л. Рубинштейна, где внимание рассматривается как фактор, который обеспечивает селективность протекания всех познавательных процессов. Таким образом, сфера действия внимания расширяется до познавательных процессов в целом. Психофизиологические исследования модально-неспецифических нарушений произвольного и непроизвольного внимания у больных с поражением различных уровней неспецифических структур (методом оценки изменения спектра ЭЭГ и др.) показали, что непроизвольное внимание связано преимущественно с нижними отделами ствола и со средним мозгом, в то время как произвольные формы внимания являются бесспорно корковой функцией. У больных с поражением нижних отделов ствола и феменологией нарушения преимущественно непроизвольных форм внимания введение сигнального значения стимулов с помощью инструкций ведет к усилению и неугасимости ориентировочных реакций, как это наблюдается и в норме , что указывает на сохранность у них механизмов произвольного(сенсорного) внимания. У больных с поражением лобных (преимущественно медиальных) отделов мозга введение сигнального значения раздражителя не отражается на динамике процессов активации, что коррелирует у них с грубыми нарушениями произвольного внимания. Результаты психофизиологического изучения интеллектуального внимания так же, как и данные клинического нейропсихологического исследования, свидетельствует, что с интеллектуальным вниманием связана прежде всего кора лобных долей мозга. С помощью метода оценки локальной пространственной синхронизации биопотенциалов в различных областях мозга (индекса ПС) было показано, что у здоровых испытуемых произвольное интеллектуальное внимание сопровождающее длительное выполнение различных заданий (например, серийного счета), сопровождается совершенно отчетливой активацией передних отделов мозга, что выражается в повышении индекса ПС в этих областях. При оценке корреляционных связей, объединяющих различные корковые структуры по методу М.Н. Ливанова), при счете выявляются специфически активные поля и в передних и в задних отделах полушарий. При выполнении вербальных тестов (например, при придумывании слов по определенному правилу), когда требуется производить звуковой анализ слов, у здоровых испытуемых отчетливо повышается уровень активации речевых зон (средних отделов левого полушария). Одновременно наблюдается повышение индекса ПС и в передних отделах мозга. В целом любые интеллектуальные задания приводят к значительному повышению активности передних отделов мозга, что указывает на важную роль отделов коры в реализации интеллектуальной деятельности. Эта способность к избирательному повышению функционального состояния в разных областях мозга как физиологическая основа интеллектуального внимания отсутствует (или грубо нарушена) у больных с поражением лобных отделов и сохранена в целом у больных с другой локализацией поражения. Психофизиологическое исследование модально-специфических нарушений внимания (зрительного) методом вызванных потенциалов в клинике локальных поражений мозга показало, что в основе его лежат изменения локальных неспецифических активационных процессов, которые развиваются в корковых зонах соответствующего анализатора. Внимание как более высокое функциональное состояние может избирательно нарушаться в корковых зонах анализаторных систем, что связано с патологией талано-кортикальных связей в пределах данной анализаторной системы. Таким образом, психофизиологический анализ нарушений внимания у больных с локальными поражениями мозга указывает на различные механизмы произвольных и не произвольных форм внимания и на участие в них разных структур мозга.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. ГЛАВА I. Свойства и основы внимания…………………………………… 1.1. Внимание и его свойства ………………………………………………. 1.2. Физиологические основы внимания ………………………….……… ГЛАВА II.Виды и этапы внимания………………………………………… 2.1.Виды внимания………………………………………………………….. 2.2.Этапы развития внимания……………………………………………… ГЛАВАIII.Индивидуальные особенности внимания……………………… Заключение………………………………………………………………….. Список литературы ………………………..………………………………..

Литература

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М., 2007. – 328 с. 2. Годфруа Ж. Что такое психология?: в 2т. Т.2 / Ж.Годфруа. – М.: Мир, 2005. – 382 с. 3. Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 368с. 4. Занковский А.Н. Организации психологии: Учебное пособие для вузов, 2-е изд. М.: Флинта, 2009. – 445 с. 5. Зеер Э.Ф. Психология профессии. – М.: Академический проект, 2006. – 269 с. 6. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. – 432 с. 7. Климов Е.Л. Психолог профессионала. - М.: Воронеж, 2005. – 237 с. 8. Корсини Р. Психологическая энциклопедия / Р.Корсини, А.Ауэрбах. - М.: Педагогика - Пресс, 2009. – 459 с. 9. Ноздрачев А. Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. М.: Статут, 2009. – 592 с. 10.Леонова А.Б. Психодиагностика функционального состояния человека. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 324 с. 11.Основы психофизиологии / Отв. Ред. Ю.И. Александров. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 349 с. 12.Хэссет Дж. Введение в психофизиологию / Дж.Хэссет. – М.: Издательство «Мир», 2004. – 248 с.



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
Статистика (контрольная из 3 задач). Контрольная работаКонтрольная201212-
Экономика (контрольная из 2 задач). Контрольная работаКонтрольная20122-
Мировая экономика (контрольная - задачи)Контрольная20124-
Информационное обеспечение экономического анализа хозяйственной деятельности, задачиКонтрольная201216-
Статистика (контрольная - задачи)Контрольная20128-
Проблемы современного экономического роста и виды макроэкономической политики, способствующие ростуРеферат201237-
Статистика, вар 1 (РГТЭУ)Контрольная201233-
Статистика, вар 6 (РГТЭУ)Контрольная201226-
Количественные методы экономического анализа, задачиКонтрольная201215-
Инвестиционная стратегия, вар 1Контрольная201216-
Яндекс.Метрика