Курсовая на тему Гражданское право. Курсовая работаАвтор: Сергей Лебедев Тип работы: Курсовая Предмет: Гражданское право Страниц: 19 Год сдачи: 2011 ВУЗ, город: - Выдержка В Гражданском кодексе РФ выделены два вида унитарных предприятий: основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления. Участие указанных юридических лиц в гражданском обороте порождает немало проблем как практического, так и теоретического характера вследствие того, что упомянутые субъекты не являются собственниками принадлежащего им имущества. Они могут быть созданы только на базе публичной собственности, а это означает, что предоставление таким предприятиям ограниченных вещных прав является одним из способов осуществления права публичной собственности. Отсутствие в ГК РФ нормы, допускающей создание унитарных предприятий на базе частной собственности, у некоторых авторов вызывает недоумение. На наш взгляд, позиция законодателя вполне логична и оправданна. Конструкция оперативного управления впервые получила глубокую научную разработку в трудах А.В. Венедиктова в тот период, когда перед учеными встал вопрос об определении правовой природы имущества, находящегося в социалистической государственной собственности и закрепленного за субъектами гражданского оборота. Данная конструкция была описана в ст.21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и в ст.94 ГК РСФСР 1964 г. В дальнейшем в связи с необходимостью разграничения правового положения учреждений и предприятий для последних было введено право полного хозяйственного ведения, а впоследствии - право хозяйственного ведения. Позже произошло отступление от принципов, положенных в основу указанных вещных прав, как способа осуществления публичной собственности, к настоящему же моменту они вновь признаны верными, что следует только приветствовать. Правовое положение унитарных предприятий наряду с ГК РФ должно регулироваться законом о государственных, муниципальных унитарных предприятиях (ст.113 ГК РФ). Однако, к сожалению, он пока не принят. В статье 113 ГК РФ содержатся общие положения, характеризующие указанные юридические лица. Каковы же их особенности? Во-первых, имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Во-вторых, учредительный документ унитарного предприятия - это устав. В-третьих, органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо органом, уполномоченным собственником, и им подотчетен. В-четвертых, унитарные предприятия, в отличие от других организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц, обладают специальной правоспособностью. В-пятых, до государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником. Несмотря на то что ГК РФ не распространяет указанное правило на предприятия, основанные на праве оперативного управления, представляется, что в отношении последних должны действовать такие же требования. Анализ правового положения унитарных предприятий неразрывно связан с исследованием вопроса об определении собственника имущества, на базе которого создается предприятие, а также органа, уполномоченного выступать от имени собственника при создании, реорганизации, ликвидации предприятия, а в некоторых случаях и при осуществлении им субъективного права. В данной сфере имеется специальное правовое регулирование. Мы уделим внимание лишь нормативным актам, относящимся к осуществлению права федеральной государственной собственности. Начнем с отношений собственности. Действующее законодательство выделяет трех публичных собственников: Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Собственник того или иного имущества определяется в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление о разграничении собственности), Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-рп. По общему правилу федеральное, государственное, муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре федеральной, государственной, муниципальной собственности. Документом, подтверждающим право собственности на отдельные объекты, является свидетельство о внесении в реестр федерального имущества либо соответствующий реестр государственной и муниципальной собственности. До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-рп (п.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", далее - Постановление Пленума N 8). Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, согласно п.1 ст.115 ГК РФ, могут быть созданы только на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Однако в литературе встречается мнение о том, что указанное юридическое лицо может быть создано и на базе собственности субъекта РФ или муниципальной собственности. Наличие такой позиции можно объяснить некоторыми недостаточно четкими формулировками норм Гражданского кодекса. Так, в соответствии с п.2 ст.113 ГК РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Анализируя текст указанной нормы, действительно можно сделать вывод о возможности создания предприятия, основанного на праве оперативного управления, на базе собственности субъектов РФ или муниципальных образований. Лишь в дальнейшем законодатель четко указывает на то, что унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, может быть образовано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и называется оно "федеральное казенное предприятие". Посредством данного наименования законодатель лишний раз подчеркнул, что в гражданском обороте не предполагается существование казенных предприятий, основанных на базе имущества субъектов РФ или муниципальных образований. Учитывая изложенное, упомянутую точку зрения следует признать ошибочной. Содержание Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления: порядок создания, реорганизации и ликвидации. Правосубъектность предприятий 3 Задача 16 Список источников и литературы 19 Литература 1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета. №237. 25.12.1993г. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994г. № 32.Ст. 3301. (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 23 декабря 2003 г.). 3. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изменениями от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г.) 4. Гражданское право, часть 1: Учебник. / Под ред. Сергеева А.П. и Толстого Ю. К. – М.: Проспект, 1998 г. 5. Гражданское право. / Под ред. Е. А. Суханова М.: 1998г. |
Название | Тип | Год сдачи | Страниц | ВУЗ, город | |||
Понятие и источники правового регулирования посреднической деятельности на товарных рынках | Курсовая | 2010 | 40 | МГЮА | Гражданское право. Контрольная работа | Контрольная | 2011 | 5 | - | Обжалование судебных постановлений | Курсовая | 2011 | 26 | - | Адаптация персонала в организации. Дипломная работа | Дипломная | 2010 | 66 | Москва | Право государственной службы | Контрольная | 2011 | 8 | - | Уголовное право. Курсовая работа | Курсовая | 2011 | 20 | - | Применение основных принципов логистического управления при организации взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности | Дипломная | 2010 | 70 | Москва | Уголовная право | Контрольная | 2011 | 8 | - | Финансовое право. Курсовая работа | Курсовая | 2011 | 18 | - | Права студентов | Курсовая | 2011 | 34 | - |