Введение
Управление организацией в наше время представляет собой сложную ра-боту, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих ис-тин значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отли-чаются одна от другой.
Кто он, современный менеджер? Какие черты личности и стиль руково-дства обеспечивают экономический успех предприятия в современных услови-ях рыночной конкуренции? Чем завоевывается авторитет руководителя?
Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от автори¬тета руководителя. Авторитет - это личное влияние человека на коллектив, ко¬торое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организа¬торскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми.
Для того чтобы авторитет должнсти руководителя сочетался с авторите¬том его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции. Чем выше авторитет руководителя, тем сильнее его воздействие на сотрудников.
На авторитет руководителя оказывает огромное влияние наличие высо-кой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К ним относится: демократизм общения руководителя с массами; его доступ¬ность, внимательность; умение создать товарищескую атмосферу доверия, веж¬ливость и корректность в обращении, точность и ответственное отношение к данному слову.
Ренсис Лайкерт развил некоторые представления власти и авторитета, выдвинутые Бернардом, и добавил к ним собственные наблюдения. Управлен¬ческий авторитет, или власть, по мнению Лайкерта, зависит от того, каковы пределы влияния менеджера на работников. Он считал, что работники скорее почувствовали бы свою причастность к принятию решений, приверженность
целям организации и в большей мере подверглись бы воздействию, если бы имели возможность участвовать в формировании целей.
В то же время, развивая теорию "связующего звена", Лайкерт выдвинул еще одну идею. Авторитет, которым менеджер пользуется у своих высших ру¬ководителей, а также по горизонтали у равных по рангу, обусловливает отно¬шение к нему и авторитет, которым он пользуется со стороны подчиненных. Если менеджер сумеет добиться доверия у своего начальника и получить под¬держку действиям, которые соответствуют целям работников, то разумно предположить, что он получит большую поддержку также от них т. е. на низ¬шем уровне организаций.
Управление может быть одной из профессий, приносящих самое боль-шое удовлетворение, но также может быть одной из профессий, приводящих людей в самое большое расстройство. Управлять другими людьми и делать конкретную работу самому - не одно и то же. Под управлением подразумева-ются выполнение ряда основных обязанностей, определенная ответственность, а также понимание и осознание поведения людей. Люди, которые решили из¬брать своей профессией управление, должны понимать, что самым сложным, запутанным, а временами приносящим самую большую радость аспектом рабо¬ты управляющего являются люди.
Качественный и производительный труд - результат совместных усилий многих людей, а роль управляющего - координация этих усилий. Добиться то¬го, чтобы другие выполнили то, что ты хочешь от них, таким образом, каким хочешь ты, - постоянно меняющаяся задача управляющего.
Для того чтобы понять, почему люди поступают так, как они поступа-ют, требуется большая проницательность. Хотя в результате своего опыта жиз¬ни с людьми и среди них все управляющие имеют какое-то начальное пред¬ставление о поведении человека, этого хранилища информации, как правило, бывает недостаточно, чтобы дать управляющему возможность эффективно ру¬ководить работой других. Управляющие должны получить дополнительную целенаправленную подготовку, чтобы быть готовыми к "ответственности за
людей" и уметь "справляться" с человеческим фактором в своей работе. Уже г качестве управляющих они должны применять определенные знания и умения не только к самим себе, но и к другим лицам, которые, в свою очередь, тоже должны применять свои знания и умения при выполнении рабочего задания, а управляющие, направлять их деятельность и отвечать за их труд в коллектив-ной форме, обеспечивая рост производительности и прибыли.
Объектом исследования курсовой работы является руководитель ОАО ПО «Техуглерод», а предметом - авторитет данного руководителя и его роль в управлении коллективом этого общества.
Основной целью курсовой работы является изучение авторитета как спе-цифической формы власти и его роль в управлении на примере ОАО ПО «Те-хуглерод».
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) изучить авторитет руководителя и его роль в управлении персоналом;
2) рассмотреть способности, качества личности и их взаимосвязь с авто¬
ритетом руководителя;
3) изучить правила общения руководителя с подчиненными, способст¬
вующие завоеванию авторитета подчиненных;
4) рассмотреть авторитет как форму власти;
5) рассмотреть принципы управления, качества личности и авторитет ру¬
ководителя в ОАО ПО "Техуглерод";
6) произвести расчет текучести кадров и показателя абсентизма в ОАО
ПО "Техуглерод";
7) определить стиль руководства трудовым коллективом в ОАО ПО «Те¬
хуглерод»;
8) определить поведение руководителя ОАО ПО "Техуглерод" на дело¬
вом совещании.
Эта работа должна помочь изучить и осмыслить одну из наиболее важ-ных проблем, волнующую ученых и вызывающую различные дискуссии между
ними, - проблему авторитета современного руководителя и его роль в управле нии коллективом предприятия.
Содержание
Оглавление
Введение 3
Раздел 1. Общая часть 7
1.1. Авторитет руководителя и его роль в управлении персоналом ..7
1.2. Способности, качества личности и авторитет руководителя 11
1.3. Правила общения руководителя с подчиненными 14
1.4. Власть, влияние и авторитет 15
Раздел 2. Специальная часть 18
2.1. Технико-экономическая и организационная характеристика
ОАО ПО «Техуглерод» 18
2.2. Качества личности и авторитет руководителя в ОАО
ПО «Техуглерод» 24
Раздел 3. Расчетно-аналитическая часть 27
3.1. Методика расчета и расчет текучести кадров и показателя
абсентизма в ОАО ПО «Техуглерод» 27
3.2. Определение стиля руководства трудовым коллективом
в ОАО ПО "Техуглерод" 30
3.3. Определение стиля поведения на деловом совещании
руководителя ОАО ПО «Техуглерод» 34
Заключение 38
Литература 41
Приложение 43
Литература
Литература
1. Кричевский Р. Л. Если вы - руководитель. Элементы психологии ме¬
неджмента в повседневной работе: 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1996. - 320 с.
2. Марков Г.Н. Справочник руководителя: практич. пособие. - СПб.:
Альфа, 2000. - 300 с.
3. Мескон М. X., Альберт М., Хероури Ф. Основы менеджмента. - М.:
Высшая школа, 1996. - 358 с.
4. Комаров Е. Организационные и дезорганизационные методы управле¬
ния как составляющие организационной и дезорганизационной культуры пред-
приятия//Управление персоналом. - 2000, № 11. - С. 28.
5. Шипунов В. П., Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности:
управление персоналом, управленческая психология, управление на предпри¬
ятии: учеб. для спец. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Выс¬
шая школа, 1999. - 298 с.
6. Устав ОАО «ПО Техуглерод».
7. Перечень нормативной документации ОАО «ПО Техуглерод».
8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учеб. для экон. спец. ву¬
зов. - М.: Высшая школа, 1994. - 528 с.
9. Томсон А.А., мл., Стрименд III А. Дж. Стратегический менеджмент
концепции и ситуации: учебник для вузов. - М.: Инфра - М, 2000. - 508 с.
10. Кашапов P.P. Курс психологии, или Как научиться работать и доби¬
ваться успеха: учеб. пособие для высш. управленч. Персонала. - Ижевск: Удм
Университет, 2001. - 268 с.
11. Кибанова А.Я. Управление персоналом организации: уч. - М.
Инфра-М, 1997.-358 с.
12. Герчикова И.М. Менеджмент: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.
Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 501 с.
42
13. Дятлов В.А. Актуальные вопросы управления персоналом: Моногра
фия. - М.: ГУЛ изд. «Нефть и газ» и РГУ нефти и газа им. М.М. Губкина, 2000
-578 с.
14. Ковалев В.В. Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности пред
приятия. - М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. - 424.
15. Бовыкин в.И. Новый менеджмент. Управление предприятием на уров
не высших стандартов. - М.: Экономика, 1997. - 501 с.
16. Владимирова И.Г. Организационная структура управления компания
митУМенеджмент в России и за рубежом, 1998,№ 3 - 5. - С. 37.
17. Розаков В.А. Психология управления. -М.: Гентел - Синтез, 1999.
367с.
18. Крутик А. Б., Маркумевич О.Г. Механизм управления предприятием ]
условиях свободной экономики. - СПб.: Политехника, 1992. - 642 с.
19. Ильенкова С. Д. Гохберг Л.М., Ягудин С. Ю. Инновационный ме
неджмент. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 327 с.
20. Генкин Б.М., Кононова Г.А. Основы управления персоналом. - М.
Высшая школа, 1996. - 383 с.
21. Брэддик У. Менеджмент в организации. - М.: Инфра-М, 1997. - 344 с
22. Дункан джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки ос
новоположников менеджмента и управления. - М.: Дело, 1996. - 272 с.
23. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Де
ло, 1995.-336 с.
24. Современное управление. Энциклопедический справочник. Т 1. - М
Издатцентр, 1997. - 395 с.
Боумен К. Менеджмент. - М.: ИНФРА-