Курсовая на тему Феномен лидерства в неформальной группе

Автор: Юлия

Тип работы: Курсовая

Предмет: Педагогика

Страниц: 43

Год сдачи: 2008

ВУЗ, город: Москва

Выдержка

Введение.
Актуальность темы исследования.
Знание социально-психологических основ формирования взаимоотношений, управления малой группой помогает сделать более эффективной деятельность всего коллектива и более комфортной - атмосферу в нем. Условия и возможности проявления лидерских качеств в малой неформальной группе представляются особенно интересными.
Большинство эмпирических исследований в социальной педагогике выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной педагогики как науки, ее специфика во многом определяются тем, что мала группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. Малые группы на протяжении всей истории социальной педагогики являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов.
Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э.Мэйо. Формальные группы группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность,
Неформальные группы объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.
Феномен лидерства привлекает внимание исследователей прежде всего исключительной практической значимостью проблемы с точки зрения повышения эффективности управления в различных сферах общественной жизни. Лидерство в малой группе это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лиерство основано наличных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Поэтому лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия. Основными референтами (признаками) лидерства являются: более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач, большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы, большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Содержание

Оглавление:
Введение стр.2.
1. Лидерство. Условия возникновения лидерства стр.6.
2. Взаимоотношения лидера с членами неформальной группы стр.8.
3. Риторические приемы общения лидера стр.10.
4. Качества, ценности лидера в неформальной группе стр.18.
5. Педагог как пример лидера для ребенка стр.21.
6. Методика формирования лидерских качеств в школе стр.23.
7. Взаимодействие социального педагога с неформальными авторитетами для коррекции деятельности неформальной группы стр.29.
8. Альтернатива вступления молодежи в криминальные неформальные группы стр.37.
Заключение стр.41.
Список использованной литературы стр.42.

Литература

Список использованной литературы:

1. Апериодика и колебания - модель соотношения революции и эволюции в общественном развитии. - СПб.: Военный артиллерийский университет, 1999. - 60 с. (соавторы: Большакова И.Г., Батычко С.В., Земсков А.В.).
2. Бойетт Дж.Г., Бойетт Дж.Т. Путиводитель по царству мудрости: лучшие идеи мастеров управления. Москва: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001, 416 с.
3. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. Санкт-Петербург: Питер, 2002, 416 с.
4. Большаков В.Ю. Педагогические основы развития лидерской одаренности у старших школьников. Автореферат. М. - 2000.
5. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. Москва: Финансы и статистика, 2001, 192 с.
6. Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. На перекрестке наук. Москва: «Дело и сервис», 1998, 400 с.
7. Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. На перекрестке наук. Москва: «Дело и сервис», 1998, 400 с.
8. Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе. Л. 1989.
9. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. Москва: Гарадрики, 2000, 512 с.
10. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. Москва: Гарадрики, 2000, 512 с.
11. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Санкт-Петербург: Питер, 2001, 720 с.
12. Кравченко А. И. История менеджмента. М. 2002.
13. Мартынова М.Д. Развитие лидерства и социальной активности молодежи в системе высшего образования как основание для формирования управленческих качеств будущих спеиалистов.
14. Математические методы моделирования и прогнозирования развития социально-психологических процессов - СПб.: Военный артиллерийский университет, 1999. - 110 с. (соавторы: Большакова И.Г., Киреев М.Л., Клавдиев А.А.; под ред. В.Ю. Большакова).
15. Милованов В.П. Н Синергетика и самоорганизиция. Москва: Эдиториал УРСС, 2001, 264 с.
16. Прыгин Б.Д. Руководство и лидерство. Л. 1973.
17. Психотренинг, проблемы интеллектуальной одаренности. - СПб., 1995. - 360 с.
18. Психотренинг, социодинамика, упражнения игры. - СПб.: СПЦ, 1996. - 382 с.
19. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. М. 2002.
20. Развитие лидерской одаренности у старшеклассников. - М.: Издательство Магистр, 1999. - 304 с.
21. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002, 656 с.
22. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002, 656 с.
23. Руководитель, коллектив, личность. Ред. К. Ладензак. М. 1974.
24. Смольков В. Г. Сущность и типология социального лидерства. Социально-гуманитарные знания. №6 2001.
25. Социальные течения. - СПб.: СПЦ, 1999. - 420 с.
26. Щёкин Г.В. Как эффективно управлять людьми. М.: МАУП, 1999, 400 с.



НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, город
Финансовые результаты деятельности предприятияКурсовая200829Москва
Особености технической подготовки баскетболистовДипломная200960не указан
Уголовная ответственность за бандитизмКурсовая200922не указан
Теоретические аспекты разработки инновационного проектаКурсовая200870Москва
отчет по практике Выполняемые виды работ, изученные документы на занимаемой должностиОтчет200924МЭСИ
Государственная антикризисная политика: направления и методы реализацииРеферат200922Москва
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Курсовая работаКурсовая200955Москва
Перспективы развития завода Ильича в МосквеРеферат200910МНЕПУ
Необходимость введения региональной валюты между Китаем и РоссиейРеферат200911МНЕПУ
Заповедное дело в РоссииРеферат200920МНЕПУ
Яндекс.Метрика