Курсовая на тему ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИАвтор: Юлия Тип работы: Курсовая Предмет: Экономическая теория Страниц: 33 Год сдачи: 2009 ВУЗ, город: Институт управления и Права Выдержка ВВЕДЕНИЕ Вопросы конкуренции занимают центральное место в экономической теории. При этом отношение специалистов к этой теме парадоксально – проблема настолько велика, что разглядеть ее для многих экономистов становится сложной задачей. Все дело в том, что конкуренция нередко рассматривается как само собой разумеющийся результат действия свободного рынка, а значит – не заслуживает специального анализа в принципе. При этом упускается из виду, что именно конкуренция лежит в основе большинства закономерностей, которые изучает экономическая теория. В дискуссиях об экономической политике России конкуренция до последнего времени выпадала из поля внимания. Проблемы конкуренции и создания конкурентной среды в российской экономике рассматривались как второстепенные на начальном этапе экономических реформ. Не намного улучшилось положение и на сегодняшний день, хотя сама причина такого отношения к конкуренции на протяжении последних двадцати лет менялась. Однако следует отметить, что пренебрежение вопросами конкуренции в экономической политике и в современных экономических дискуссиях до некоторой степени отражает реальные проблемы экономической теории. Обсуждение проблем конкуренции осложняется многогранностью и неоднозначностью самого понятия «конкуренция». В каком случае можно утверждать, что рынок является конкурентным? Существуют ли в принципе критерии, на основании которых рынок с конкуренцией легко можно было бы отличить от рынка без конкуренции? Исключает ли конкуренция сотрудничество и кооперацию? Если исключает, то конкуренция почти неизбежно аморальна и повышает благосостояние именно как аморальное действие. Не возникает ли тогда противоречий между законом и моралью, когда закон предписывает поддерживать конкуренцию как аморальное действие. Как найти ту грань, за которой сотрудничество и кооперация начинают подавлять конкуренцию? Неоднозначность понимания конкуренции осложняет отношение к конкурентной политике, и в первую очередь к политике антимонопольной. Нужна ли специальная политика, нацеленная на поддержание конкуренции в условиях, когда реализуется принцип свободы контракта? Не принесет ли она, неизбежно сопровождаемая эффектами перераспределения благосостояния и искажения стимулов, больше вреда, чем пользы? Если антимонопольная политика необходима в принципе, то в каких областях и в каких формах? Цель настоящей работы – выявить механизм действия конкуренции в рыночной экономике и определить особенности развития конкуренции в российской экономике. Для достижения цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи: ? раскрыть содержание и экономическую сущность конкуренции, показать как посредством реализуется саморегулирование рынка; ? показать основные функции, которые осуществляет конкуренция как механизм рыночного саморегулирования; ? рассмотреть основные подходы и формы государственного регулирования развития конкуренции; ? проанализировать динамику и текущее состояние конкурентной среды российской экономики; ? определить содержание, основные направления и проблемы российской конкурентной политики. Объектом исследования в работе выступает конкуренция, предмет исследования – конкурентная среда и конкурентная политика России. В работе были проанализированы материалы учебных изданий по экономической теории (Грязновой, Сидоровича, Видяпина, Селищева), а также статьи по конкуренции и конкурентной политике Авдашевой, Шаститко, Розановой. Для анализа российской практики был изучен и представлен в табличной и графической форме статистический материал Федеральной службы государственной статистики с официального сайта организации (http://www.gks.ru), для анализа российской конкурентной политики – материалы Федеральной антимонопольной службы (http://www.fas.gov.ru), изучена Программа развития конкуренции в РФ, разработанная Минэкономразвития. 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ 1.1 Содержание понятия «конкуренция» Рыночный хозяйственный механизм есть форма проявления системы экономических интересов субъектов рыночной экономики. Как всякая экономическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное содержание. Хозяйственный механизм – это совокупность экономических, организационных и правовых методов, обеспечивающих реализацию экономических интересов и законов общества как системы и способствующих ее постоянному воспроизводству на качественно новой основе [3, с. 232]. Изменения в социально-экономической жизни общества вызывают необходимость изменения экономических, правовых и организационных норм в использовании экономических категорий и законов прежде всего со стороны государства как хозяйствующего субъекта, призванного обеспечивать согласование в системе экономических отношений и законов. Другие хозяйствующие субъекты вынуждены учитывать изменения в хозяйственном механизме в своей деятельности. Каждой социально-экономической системе свойствен свой хозяйственный механизм, определяемый характером господствующей собственности на средства производства. В рамках же однотипных социально-экономических систем могут иметь место значительные особенности в механизмах хозяйствования между странами. Для советской модели хозяйствования главным элементом в хозяйственном механизме был план, имеющий силу директивы, государственного закона. Его составляющими были цена, зарплата, себестоимость, налоги, процент и другие, регламентируемые государством. В рыночной экономике в условиях частной собственности, свободы, инициативы и предпринимательства главным элементом хозяйственного механизма является конкуренция. Она обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цены, издержки производства и т.д. Содержание СОДЕРЖАНИЕ
Литература СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
|
Название | Тип | Год сдачи | Страниц | ВУЗ, город | |||
Безработица: сущность, формы, социально-экономические последствия. | Курсовая | 2009 | 40 | Институт правоведения и предпринимательства | Статистический анализ младенческой смертности в РФ | Дипломная | 2009 | 90 | Москва | Управление персоналом как средство повышения эффективности организации | Курсовая | 2009 | 26 | Москва | Предмет и задачи социальной психологии | Курсовая | 2008 | 29 | СГА | Бухгалтерский учет и анализ продажи товаров в организациях розничной торговли | Дипломная | 2009 | 91 | МФЮА | РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ | Курсовая | 2007 | 27 | МГИИТ | Управление брендами | Дипломная | 2009 | 94 | МЭСИ | Лидерство на примере ЗАО Магазин удивительных вещей | Курсовая | 2008 | 42 | МосГУ | Учет и аудит денежных средств на расчетном счете | Дипломная | 2009 | 67 | РГТЭУ | Личность.что такое человек.что такое индивид | Реферат | 2009 | 13 | Москва |